Найти тему
Дмитрий Кудрявцев

КАК БЫЛ СОЗДАН БЕЗИНОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Заслуга дальнейшего совершенствования двигателя внутреннего сгорания во многом принадлежит немецкому изобретателю Готлибу Даймлеру, работавшему вместе с Вильгельмом Майбахом. Даймлер сумел создать конструкцию, способную работать не только на газе, но и на жидком топливе. Но справедливости ради надо сказать, трудились над этой проблемой и многие другие изобретатели, например, соотечественник Даймлера Карл Бенц.

Мечта о новом совершенном двигателе овладела Готлибом Даймлером еще в юности, когда он учился в Высшем политехническом училище в Штутгарте. Затем молодой инженер работал в Эльзасе и на английских машиностроительных заводах. Он внимательно следил за всеми техническими новинками. Хорошее знание английского и французского языков позволяло молодому Даймлеру читать специальную техническую литературу.

В поисках наиболее подходящего топлива для своего двигателя Даймлер остановил внимание на сырой нефти и продуктах ее перегонки. Для того чтобы глубже постичь этот процесс, молодой инженер даже совершил в 1881 году длительную поездку в Россию. Дело в том, что еще в 1875 году русский химик Александр Александрович Летний впервые обнаружил, что при температуре выше 300 С тяжелые нефтяные остатки частично разлагаются на более легкие продукты — керосин, бензин, газы. После 1879 года по проектам А. Летнего и под его руководством в России было построено несколько заводов, где сырая нефть перегонялась через раскаленные железные трубы в керосин. Одним из продуктов такой перегонки был бензин. Именно он оказался тем самым топливом, какое искал для своего двигателя Даймлер, - бензин хорошо испаряется, быстро и полно сгорает, его удобно транспортировать в специальных бочках- цистернах.

В 1882 году конструкция первого двигателя Даймлера уже была окончательно разработана. Он мог работать как на газе, так и на бензине. Но все следующие конструкции даймлеровского двигателя внутреннего сгорания уже были рассчитаны исключительно на жидкое топливо. Некоторые из них имели два цилиндра, некоторые один.

Как бы то ни было, в историю техники золотыми буквами вписано: в 1883 году немецкий конструктор Готлиб Даймлер своим помощником Вильгельмом Майбахом вместе создал двигатель внутреннего сгорания, работающий на бензине. Показатели его были существенно лучше, чем у газовых предшественников. Частота вращения вала достигала 900 оборотов в минуту - в пять раз больше, чем у двигателя Отто. Мощность на 1 литр рабочего объема цилиндра была вдвое больше, да и чисто конструктивно двигатель Даймлера Майбаха был совершеннее.

Подвижные части двигателя закрывал специальный кожух (картер), заполненный смазочным маслом. Водяная система охлаждения была дополнена радиатором с металлическими пластинами-ребрами. Для пуска двигатель был снабжен удобной заводной рукояткой. Такой двигатель, запатентованный конструкторами, был уже полностью готов к тому, чтобы использоваться на колесных машинах. Чтобы испытать его в работе, Даймлер установил двигатель на двухколесный деревянный велосипед. Так и появился на свет первый в мире мотоцикл.

29 августа 1885 года Даймлер получил на эту конструкцию патент. Изобретение именовалось «повозкой для верховой езды с керосиновым двигателем». 10 ноября 1885 года изобретатель оседлал свою «повозку», чтобы впервые проехать на ней по улицам маленького городка Бад-Канштатт неподалеку от Штутгарта, вызвав немалое удивление прохожих.

Парадоксально, но идея поставить бензиновый двигатель на четырехколесную повозку посетила Даймлера не сразу. До этого он опробовал возможности своих моторов на лодке, железнодорожной дрезине, дирижабле и даже в качестве привода к пожарному насосу.

И все-таки главным техническим творением Готлиба Даймлера стала повозка с двигателем внутреннего сгорания. Это и был первый в мире четырехколесный автомобиль, запатентованный изобретателем в 1886 году.

А чуть раньше, чем Даймлер, но в том же 1886 году, другой немецкий изобретатель, Карл Бенц, живший в соседнем от Бад-Кан штатта городе Мангейме, запатентовал построенный им экипаж с газовым двигателем, причем двигатель он тоже разработал сам, совершенствуя все тот же газовый мотор Этьена Ленуара. Строго говоря, Бенц построил вообще первый в мире автомобиль, пусть и не на четырех, а на трех колесах.

Напомним, в 1886 году европейцам уже были знакомы пароавтомобили Амедея Болле, Альбера де Диона и других изобретателей. Набирал силу конструкторский талант Леона Серполле, изобретателя котла - змеевика. Уже существовали и экипажи на электрической тяге. И вот к этому семейству самодвижущихся машин добавилась чадящая, стреляющая бензиновыми выхлопами повозка, которой в конце концов суждено было одержать победу в долгом техническом противоборстве.

Кого же все-таки считать первым изобретателем автомобиля Готлиба Даймлера или Карла Бенца? И того, и другого, ведь свои двигатели и моторные повозки они построили практически одновременно. Правда, Бенцу патент выдан чуть раньше, зато Даймлер первым сделал четырехколесный автомобиль и к тому же первым поставил бензиновый мотор на двухколесную машину.

Словом, именно 1886 год стал годом рождения машины с двигателем внутреннего сгорания, создали которую немецкие изобретатели Даймлер и Бенц. Но, как это часто бывает с великими изобретениями, сама идея автомобиля с таким двигателем в ту пору, как говорится, «носилась в воздухе», и на авторство в свое время претендовали... еще добрых четыре сотни изобретателей. Притязания большинства из них весьма сомнительны, но нескольким все же удалось оставить в истории автомобиля свой след. И кто знает, кого мы считали бы истинным автором машины с двигателем внутреннего сгорания, сложись их судьба по-иному. Поэтому к первым машинам Даймлера и Бенца мы вернемся чуть позже, а пока стоит припомнить некоторые полузабытые ныне имена.

Авто
5,66 млн интересуются