Как происходит обучение в элитных учебных заведениях и в чём состоит отличие их учебного процесса от массовой системы образования?
Образовательный процесс занимает одно из самых важных мест в современном постиндустриальном мире. Неудивительно, ведь система образования охватывает все классы и группы любого социума. Именно она обеспечивает возможность передачи ценностей, культурных норм, образцов действий и стереотипов мышления.
С одной стороны, современное образование является предельно массовым. Каждый обязан закончить хотя бы школу, а те, кто способны учиться далее, могут поступить в вуз. Более того, согласно совместному заявлению ЮНЕСКО и Организации экономического сотрудничества и развития
«успешное образование может строиться исключительно на принципе равенства, а образование, построенное по принципу селекции учащихся на основе способностей или на основе социального признака, способствует не высокому академическому результату, а прямо противоположному».
Но, с другой стороны, как показывают современные исследования, в мире можно чётко проследить взаимосвязь между представителями статусных групп, занимающими доминирующее положение в обществе и определёнными учебными заведениями, где они получили образование.
Как мы рассказывали в статье «Элитарное образование: история и современность», именно с помощью таких элитарных школ и вузов на протяжении всей истории человечества элиты общества обеспечивали себе лучшее образование из возможных и, как следствие, ведущие социальные роли.
Однако, в чём же состоит главное отличие элитного образования от образования массового и почему оно настолько ценится? Давайте разбираться.
Итак, изначально французское понятие «elite» означает «лучшее, отборное». Согласно, классическому определению элитарным называют образование, предназначенное для узкого круга выходцев из знатных («элита крови»), состоятельных («элита богатства») или интеллектуальных («элита способностей») семей.
Предназначением элитарных образовательных учреждений является закрепление и воспроизводство правящей элиты и системы ценностей определённых сословий.
Хотя в разных странах исторически сложилась своя специфика элитарных учебных заведений, можно проследить целый ряд особенностей, которые объединяют их всех. Традиционно такими считаются:
1. Закрытость.
Большинство элитарных школ отличается той либо иной степенью оторванности от внешнего мира, призванной гарантировать предельное сплочение коллектива учащихся между собой, которое сохраняется и после выпуска, а также укрепить их связь с альма-матер.
Уровень закрытости может быть разным. От полностью изолированных интернатов в США и Великобритании, до, как принято во Франции или России, создания вокруг учебного заведения своеобразного кампуса, обеспечивающего все потребности учеников в досуге и образовании, и, таким образом, делающим излишним пребывание вне его.
2. Автономность.
Явная или неявная. В первую очередь выражается в собственных критериях и условиях приёма учеников, которые, тем не менее, в XXI веке вынуждены учитывать общепринятые требования к поступающим.
К примеру, на данный момент львиная доля студентов Кембриджского и Оксфордского университетов принадлежит к статусным группам британского общества, что является непременным условием обучения, и все они сдают разработанные непосредственно университетами экзамены. Но при этом почти 100 процентов из них на стандартизированных национальных тестах перед поступлением демонстрируют уровень «трёх А», то есть наивысшую оценку в дисциплинах, считающихся наиболее актуальными для желаемого курса.
Ещё одним проявлением автономности можно считать собственные программы обучения, содержание которых либо серьёзно отличается от государственного образовательного стандарта, либо же существенно его дополняет.
К примеру, часто элитарные школы делают упор на изучение классических языков, вроде латыни и древнегреческого, а также на специальные углублённые курсы предметов, нехарактерных для массового образования.
3. Жёсткий режим.
Элитарные учебные заведения на протяжении всей своей истории находились и продолжают находиться под влиянием армейских и религиозных традиций, в связи с чем краеугольным камнем их организации служит беспрекословная дисциплина и порядок, начиная от ношения специфической строгой формы и заканчивая чётко соблюдаемым распорядком дня.
Конечно же, это далеко не все особенности, характерные для элитных образовательных учреждений.
Об остальных мы побеседуем во второй части нашей статьи.
Если вам понравилась наша статья, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!
Вам может быть интересно:
Образование: элитное для всех, элитарное - для избранных: в чём разница?
Элитарное образование - залог успеха? - Часть 1
Элитарное образование: история и современность
Элитарное образование в России: исторический путь и перспективы