Найти тему
Strategeum-Y

F-21 и МиГ-35 в пролете: Индия вновь отменяет тендер

Индия, вероятно, сделает ставку на развитие отечественного многофункционального среднего истребителя и отменит тендер на закупку иностранного самолета. Таким образом заканчивается, наверное заканчивается многолетняя эпопея с конкурсом, в котором периодически принимали участие почти все известные на мировом рынке производители машин данного класса. За исключением, разве что, китайских, но их в Индии, естественно, не ждали.

Заявленные на индийский тендер (слева по часовой стрелке): МиГ-35, F-21, Су-35, "Рафаль"
Заявленные на индийский тендер (слева по часовой стрелке): МиГ-35, F-21, Су-35, "Рафаль"

На прошлой неделе начальник штаба обороны Индии генерал Бипин Рават в интервью американскому деловому агентству «Блумберг» заявил о намерении индийских властей предпочесть инвестиции в доработку и производство собственного истребителя «Тежас» (LCA) и отказаться от иностранных моделей. Более того, генерал Рават отметил, что страна отдаст предпочтение и индийскому вооружению для этого самолета. По его мнению, с этим доработанным самолетом Индия может выйти и на мировой рынок вооружений.

Индийский истребитель "Тежас" осуществляет пуск ракеты "Дерби" израильского производства
Индийский истребитель "Тежас" осуществляет пуск ракеты "Дерби" израильского производства
Предполагается, что минобороны Индии закажет 80 машин «Тежас» на 6 млрд долларов (в пересчете) в дополнение к четырем десяткам истребителей этой модели, закупленным ранее. Для сравнения: упомянутый тендер предполагал закупку 114 боевых самолетов; по неофициальным данным, лимит средств на такой контракт составлял порядка 15 млрд долларов
Согласно медийным сообщениям, для ВВС Индии будет закуплено 80 самолетов в версии легкого истребителя (доработанная модификация Mk-1). Кроме того, ведутся работы над «Тежас» в версии среднего истребителя (предыдущее наименование — Mk-2) с планируемым сроком готовности в 2022 году; если все пройдет по плану и новый самолет будет отвечать запросам индийской военной авиации, то ожидается заказ 201 самолета данного типа. Тогда общее количество «Тежас» в вооруженных силах Индии достигнет 324 единиц

Примечательно, что в российских СМИ заявление Равата было подано как поражение американского F-21 (доработанная под индийское техзадание версия F-16 с элементами оборудования пятого поколения). Однако в американских источниках предположения о том, что F-21 не будет выбран, появились еще в апреле, а вероятным победителем коммерческого считался французский «Рафаль», уже приобретавшийся Индией у правительства Франции после предыдущей отмены тендера в 2015 году.

По неофициальным данным, российский МиГ-35, также заявленный на индийский тендер в качестве основного российского предложения, был отсеян несколько раньше. Несмотря на более предпочтительную цену, сказалась, как считается, репутация других моделей микояновской фирмы, уже закупавшихся Индией: сообщалось, что ранее индийцы неоднократно предъявляли претензии по качеству сборки российских МиГов, особенно МиГ-29К.

Что касается американского F-21, то многие наблюдатели причиной его отсева считают позицию президента США Дональда Трампа. Предложение «Локхид Мартин» предполагало частичную локализацию производства в Индии (производство крыльев, которые по другим локхидовским контрактам собираются в Израиле). Однако Трамп уперся и настоял на том, чтобы вся сборка велась на американской территории.

Что реально происходило за кулисами, оценить сложно. Опыт предыдущих индийских тендеров показывает, что в Дели могут неоднократно менять свои решения. Однако с учетом заявленных сокращений индийского военного бюджета из-за коронавируса, а также ключевой роли Бипина Равата в новой схеме закупок вооружений и в политике перевооружения всех видов вооруженных сил Индии принятие решения по истребителю можно считать состоявшимся.

Понятно, что заходы Индии на перевооружение своей авиации не могли остаться без внимания главных оппонентов Индии — Пакистана и Китая. С июля прошлого года в пакистанские ВВС стали поставляться многоцелевые истребители JF-17 совместного пакистано-китайского производства с двигателями российской компании «Климов». Сообщалось, что за счет оптимизации и удешевления многих этапов конструирования JF-17 обходится пакистанским ВВС чуть ли не в два раза дешевле чем F-16.

Сообщалось также об интересе Пакистана и к шведским самолетам «Гриппен Е». Эта тема была снята с обсуждения на время участия шведского истребителя в индийском тендере, однако теперь, видимо, уже нет препятствий для сотрудничества с СААБом.