- Ты готов? - Улыбаясь спросила мама.
Я поднял на нее глаза и, собрав всю свою волю в кулак, твердо ответил:
- Да. Готов.
- Ну, ни пуха...
- К чёрту.
Какая архаичная игра, думал я, выходя из подъезда на морозный воздух. Позывной - "Ни пуха, ни пера", отзыв - "к чёрту". Крепко же она засела в наших головах. И это в век тотального атеизма. Забавно устроен наш мир. Мы достигли невозможного - нам покорилась вечная жизнь! Мы доказали несостоятельность креационизма, но никак не искореним древние присказки и обороты речи.
Мысли эти блуждали в моей голове, отнюдь не от того, что я был готов. Они затеняли главный вопрос моей жизни. Вопрос, от решения которого, зависела вся моя дальнейшая судьба.
Я соврал матери. Я не был готов. Более того, у меня даже не было намека на идею. Я шел на экзамен с абсолютно стерильной головой. Я не знал, что Им говорить. Самый главный вопрос моей жизни... А я не знаю ответа. Я на миг представил себе аудиторию. Я стою в центре зала, окруженный тысячей галограмм. Профессора, ученые, астронавты, герои Земли - покорители дальних рубежей космоса, терроформирователи - вся элита человеческой расы. Отборные небожители. И конечно же Е.И.Р.З. - Единый Искусственный Разум Земли. И все, до единого, будут смотреть на меня одного. Смотреть и слушать мой ответ.
У меня, вдруг подкосились ноги. В голове зашумело, кровь ударила по вискам. Мне пришлось остановиться и присесть на первую попавшуюся лавчонку. Утром наш сквер был безлюден. Одинокие собачники, бессмысленно блуждающие по газонам, редкие бегуны, бегущие в пустоту безвестности. Кто они? Кем хотели стать? Почему были отвергнуты? И как долго они протянут в этом мире, осознавая бессмысленность своего существования?
Вдруг, подумал:
- А может сказать, что хочу быть врачом? Вечно спасать жизни, совершенствовать технологии. Нет. Не пойдет. Медицина за последние пять сотен лет на столько шагнула вперед, что все мои идеи либо уже воплощены в жизнь, либо вовсе не нужны. К чему еще стремиться медицине? Мы научились наделять людей бессмертием! Это кульминация науки, ее апогей. Мы не просто победили болезни - мы победили смерть! Как врач, я ничего нового не принесу человечеству.
Я сотни раз думал над этим вопросом. И сколько раз я размышлял, столько вариантов у меня и было. Певец? Архитектор? Космонавт? Биотехнолог? Инженер-терраформирования? Серфингист, футболист, программист, антрополог, историк, художник... Бесконечное число вариантов, но ни в одном я не видел себя. Ни в одном я не мог найти изюминки, того, ради чего стоило бы жить вечно. И уж тем более, я не видел профессии, важность которой в моем исполнении позволила бы научному сообществу вынести решение в мою пользу.
Мне стало полегче и потому я продолжил путь. Времени оставалось довольно много, но все же стоило поторопиться. Я выходил из дома уверенный, что за время пути в институт смогу нащупать нужную нить. Что в какой-то момент меня настигнет озарение. Я выкрикну "Эврика" и помчусь стремглав навстречу своей судьбе. Но ничего не происходило. Километры пути до института таяли. А озарения все не было.
Я хорошо владел собой. Достаточно хорошо, чтобы обмануть мать. Но не достаточно, чтобы обмануть себя. Да и незачем было себя обманывать. Я - бездарь. Я умею все и одновременно ничего такого, чего не умели бы остальные. У меня было "всё", и досталось мне это "всё" просто по праву рождения. Но этим "всем" также обладали и все вокруг. Человечество достигло баланса жизни. У всех, всё есть. Всем, всего достаточно. Есть кров, пища, одежда, работа, увлечения, транспорт, услуги, воздух и вода. Есть все, чтобы продолжать безмятежно жить. Не хватало одного - бессмертия.
После изобретения бессмертия люди стали задаваться вопросом, а кого теперь им наделять? Нет, ну право, мы же не можем взять и всех сделать бессмертными. Сорок миллиардов бессмертных? Тогда мы вновь окунемся во мрак эпохи "чипирования". В школе нам говорили, что страшнее той эпохи в мироздании ещё не было. То была кульминация классового неравенства и вражды. Локальные войны, вирусные и бактериологические атаки, тотальная информационная слежка за всем населением планеты - все, что происходило в те два столетия назвали в итоге геноцидом человечка против человечества. Назвали, осудили и приняли соответствующие резолюции. Нет, мировое правительство и Е.И.Р.З. не допустят повторения подобного сценария. Во-первых это очень дорого - делать людей бессмертными. Это бесконечно дорого. Я и помыслить не могу, сколько требуется ресурсов для вознесения одного человека. А в масштабах планеты... Это просто невозможно. "Привилегия жить вечно - не может быть причиной классового расслоения." - так гласит первый закон из свода законов "О вознесении". Посидели, подумали и приняли решение, что бессмертие нужно заслужить. А поскольку, у всех жителей Земли права едины, то и заслужить бессмертие может каждый. Вот тогда-то и придумали этот глупый экзамен. Каждый житель планеты по достижении тридцати трех лет должен представить на суд обществу свою концепцию бессмертной жизни. Что планирует совершить, как решил реализовать себя, на что потратит вечность. И уже общество, в лице нескольких тысяч вознесенных будет решать, достоин ты этого дара или нет. А им, в свою очередь, будет помогать принимать решение святая святых современного мира - Е.И.Р.З.
Считается, что к тридцати трем годам, человек уже способен мыслить рационально, опираясь лишь на собственные ощущения и опыт. Человек успевает получить образование, выбрать стезю, поработать на благо планеты и зарекомендовать себя. К этому возрасту человек уже понимает кто он. Видит и осознает свои слабые и сильные стороны. И уж точно, знает чего хочет от жизни. Вот, сейчас иду на это дурацкий экзамен, думаю обо всем этом и понимаю, что звучит это все правильно. А на деле... На деле, мне тридцать три года, а я понятия не имею кто я, откуда пришел и куда я иду. Более того, я вижусь со сверстниками, общаюсь с людьми старше себя и понимаю - они тоже этого не знают. Никто этого не знает! Сорок миллиардов человек. Люди на земле, на луне, на марсе и десятках спутниках солнечной системы, колонисты в других звездных системах. Даже люди из экспедиции, направляющейся в соседнюю галактику - никто не знает ответы на эти вопросы.
А раз так, зачем же тогда нам это бессмертие? Зачем устраивать это глупый, абсурдный экзамен? Ответ всплывает сам собой. Обеспечение равенства. Толерантность и равноправие. Создание видимости того, что у каждого есть право стать в один ряд с теми, кто уже достиг вечности. Их не мало. Их тысячи. Я, порой, смотрю на них, вернее на тех, кто позволяет с собой общаться, и понимаю, что они не рады своей участи. И дело даже не в том, что статистика смертности вознесенных удручающая, по последним подсчетам - около девяноста процентов вознесенных кончают с собой, не прожив и трех сотен земных лет. Большинство из тех десяти процентов, тоже недалеко от них ушли. Это исследователи дальних миров и большую часть своей бессмертной жизни они тратят на крио сон. Дело в том, что остальная часть населения - те, кто оказался, по мнению совета, не достойным, также стремится уйти из жизни раньше срока, не видя смысла в ее ничтожно малом сроке. По статистике, в обществе победившем болезни и смерть, люди не доживают до старости в восьмидесяти процентах случаев. Средний возраст добровольного завершения срока жизни пятьдесят пять лет. Выходит, одни, страдают от переизбытка жизни, а другие от ее недостатка.
Сегодня тот самый день, когда я должен сам для себя решить, от чего хочу страдать остаток жизни. И, собственно, не особо важно, каким именно этот остаток будет, бесконечно долгим или катастрофически коротким. Страдать будем все.
Я развернулся и пошел домой. Такая статистика тоже ведется. Двадцать процентов населения земли просто не идут на этот экзамен. Они выбирают классику.