Наверное, во многих компаниях есть такие сотрудники, которым можно поручить все - от заказа канцтоваров и дизайна конференц-зала до требования оплаты от клиентов, не желающих платить. Такие люди ни от чего не отказываются, причем неважно, умеют ли они делать то, что им поручили, есть ли у них необходимые знания и навыки. Конечно, помимо этих поручений, у них есть и своя работа, за которую они получают зарплату.
Как-то давно я работала в одной компании, где каждый отдел называли громким словом "департамент". Причем департамент мог состоять из 2-3 человек, включая начальника департамента. Был там и финансовый департамент в лице одного финансового директора, который надумал уволиться. Но руководство всегда придерживалось единой позиции в отношении увольнения ключевых сотрудников: прежде чем увольняться, приведи на свое место нового человека и обучи. Удерживала от быстрого увольнения невыплата последней зарплаты, премии и компенсации за неиспользованный отпуск. Да, все знают про Трудовой кодекс, но деньги важнее.
Зная эту славную традицию, финансовый директор быстро нашел девушку Иру, с которой когда-то учился на каких-то курсах. Заманив ее разными обещаниями и рассказами об адекватном руководстве, - большая редкость! - с утра до вечера интенсивно обучал рисованию разных таблиц в экселе и расчету экономических показателей, причем так интенсивно, что уложился в положенные две недели отработки и радостно, получив заработанное, отправился восвояси, пообещав отвечать на вопросы и помогать.
А что же Ира? Ира недавно развелась и давно не работала, но, перейдя в статус разведенной, вынуждена была снимать квартиру, а это деньги, причем не самые маленькие. Работа Ире была очень нужна, а весь опыт ее состоял в выписывании документов на отгрузку на заводе металлоконструкций. И еще Ира не совсем понимала свой статус: летом могла прийти в короткой маечке и шлепках, а на праздники почему-то нацепляла большой белый бант на голову, который хранился в ящике стола. Думала, наверное, что это ей к лицу.
И вот Ира погрузилась в работу, она была очень исполнительной и прилежной, но соображала туго. Могла часами сидеть над составлением простого отчета, но домой не торопилась и рано или поздно его сдавала. С Иры, естественно, строго спрашивало руководство обо всех отклонениях от бюджета и не позволяло разрешать оплату излишних расходов. Поэтому Ире приходилось вникать, сколько нужно купить новых столов и как их расставить, какого выбрать перевозчика, когда провести ремонт в кабинете - все это отнимало массу времени. Если перевозчик Ире не нравился по условиям работы, а менеджеры утверждали, что лучше никого нет, то ей самой приходилось искать нового. Если нужно было получить наличные у покупателя, то руководство отправляло туда Иру, она ж на машине. А когда директор задумал купить полуразвалившееся здание с перспективой устроить там склад, то Ира ездила на осмотр, договаривалась с продавцом, бегала по инстанциям, чтоб заключить договоры с монополистами на электричество и воду. Потом Ира разбиралась в установке сигнализации, и вполне понятно, кто был ответственным со стороны компании, если вдруг будет звонок с пульта охраны. Несколько раз ночью Ира выезжала на этот объект, когда там случайно срабатывала сигнализация.
Как ни странно, Ира никогда не говорила нет и не отказывалась от поручений, не имеющих к ней отношения. Набегавшись за день, Ира не успевала делать свою работу, но руководство требовало соблюдения сроков и грозило штрафами. Ира хваталась за все подряд и ничего не успевала, брала работу домой и опять не успевала. А коллеги быстро смекнули, что на Иру можно спихнуть - иного слова и не подберешь - свою работу. И вот Ира уже за менеджеров согласовывает договоры и заказывает рекламные буклеты, а иногда и ищет поставщиков. За текучкой Ире уже стало не до финансовых показателей.
Ошибка за ошибкой - и Ира на ковре у руководства. На все реплики о ее плохой работе Ира кивала головой и бормотала, что больше не будет. Ира всегда признавала свои ошибки, но это не уберегало ее от новых. В голове у нее крутилась тысяча задач и дел и все непременно срочные.
А когда прибыль компании неожиданно для всех начала падать, причем быстрыми темпами, виновата была Ира, ведь она недодумала, недосмотрела, недосчитала. Тут даже Ира пыталась робко возразить, что она здесь не единственный работник, что не все от нее зависит, но все уже настолько привыкли, что Ира занимается всем подряд и во всем разбирается, что никто слушать ее не стал. Вердикт вынесли быстро и назначали виноватого.
Ире дали два месяца, чтоб навести порядок и выйти на прежние показатели. Ира понуро склонила голову и пошла исполнять. Ей очень была нужна работа.