Найти тему

СОКРАТ, ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ. Доступно и по делу

Оглавление

  • Мысли Сократа, Платона и Аристотеля большинством исследователей считаются вершиной всей античной философии.
  • Среди некоторых исследователей есть и более радикальное мнение: начиная с эпохи эллинизма, вся мировая мысль является лишь комментариями к высказываниям этих трёх мыслителей. Их вклад в развитие человечества трудно переоценить. Например, Бертран Рассел, автор известной «Истории западной философии», назвал вторую главу своей работы «Сократ, Платон и Аристотель».

СОКРАТ

( 469-399 до н.э.)

  • Родился в Афинах в семье скульптора и повивальной бабки. Говорил о своей матери: «Она помогала рождаться детям, а я – истине».
  • Учился у Анаксагора и Архелая. Стал хорошим скульптором. Участвовал в Пелопоннесской войне и отличался храбростью в бою. В мирное время был параситом (помощником при исполнении культов) и вёл скромный образ жизни. Не брал плату с учеников.
  • О своей второй жене Ксантиппе, отличавшейся своим скверным характером, говорил, что жена послана ему судьбой для закалки характера и оттачивания своей речи.
  • Себя же сравнивал с оводом, призванным жужжать и кусать с тем, чтобы государственные мужи не дремали и добросовестно служили людям. Мог часами стоять почти неподвижно в задумчивости.
  • Основной формой поиска истины у Сократа был диалог. Основным методом была созданная самим Сократом майевтика ( «искусство повивальной бабки») – критическое обсуждение, в ходе которого с помощью логики и наводящих вопросов собеседник приходит к истине.
  • Сократ первым стал исследовать человека, а не окружающий мир. Считал изучение человека основной задачей философии. Поэтому философия Сократа является началом первого антропологического поворота.
  • Кроме того, первым стал исследовать и само философское знание, за что некоторыми считается первым «настоящим» философом.

Философ оставил всемирно известные афоризмы:

«Познай самого себя» (взят у дельфийского оракула);

«Я знаю одно, что я ничего не знаю. Другие же не знают даже этого»;

«Жизнь без испытаний – это не жизнь»;

«Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет – ищет оправдания»;

«Я ем для того, чтобы жить, а иные живут, чтобы есть»;

«Пьянство не рождает пороков - оно их раскрывает»;

«Люди требуют свободу слова в обмен на свободу мыслей, которых у них нет»;

«Мудрость – осознание того, насколько мы мало знаем»;

«Высшая мудрость – различать добро и зло»;

«Наша молодёжь любит роскошь, дурно воспитана и не уважает стариков. Нынешние дети превратились в тиранов! Проще говоря, они очень плохие».

  • Единственное зло - невежество, а единственное благо – знание. Все пороки – от незнания, если человеку разъяснить, что такое добро, он не будет творить зла. Благородные люди могут управлять государством без философов. Люди творят зло, в первую очередь из-за того, что не знают последствий своего выбора. При этом «лишь глупые ищут смысл во всём». Счастье – осознанная добродетель. Душа человека бессмертна, после смерти переселяется в новое тело.
  • Сократ не оставил сочинений, поскольку считал, что записывание ухудшает память ( философ упоминается в трудах Платона, Ксенофонта, у Аристотеля – в единичных случаях).
  • Власть видела в Сократе лишь одного из софистов, многие рядовые граждане его также недолюбливали. Поэт Милет и кожевенник Анит предъявили обвинения Сократу. Суд признал Сократа виновным в выдумывании новых богов и развращении молодёжи. Хотя Сократ считал обвинения несправедливыми, бежать отказался и принял чашу с ядом (по распространённой версии – цикутой, хотя описание Платоном последних минут жизни Сократа говорит в пользу болиголова пятнистого).

ПЛАТОН

(428/427 – 348/347 до н.э.)

  • Ученик Сократа. Происходил из царского рода Катридов (был прямым потомком политика Солона). Настоящее имя – Аристокл. «Платон» («широкоплечий») – прозвище, данное ему Сократом.
  • Несколько лет путешествовал по Сицилии, Египту, Финикии, Вавилону, Ассирии и Персии. После скитаний вернулся в Афины и основал в 385 г. до н.э. собственную школу – Академию (школа находилась в роще, посвящённой герою Академу), существовавшую более 1000 лет. Первый философ, произведения которого полностью дошли до нас:

- монолог «Апология Сократа»;

- 34 диалога (из них 11 сомнительных);

- 13 писем (сомнительных из них большинство);

  • Считается основателем идеализма. Именно в его время идеализм и материализм окончательно разделились на два направления.
  • Предметом познания философии должны быть «чистые идеи». Но они познаются разумом, а не чувствами. Чувства обманчивы, ненадёжны.
  • Считал материальный мир изменчивым и непостоянным. Более того, «мир вещей» не существует как отдельная субстанция. Существуют лишь «эйдосы» ( «идеи» или «виды»). Они истинны, неизменны и вечны. Вещи, люди, животные – лишь материальные отображения идей (лошади рождаются и умирают, но вечна лишь «лошадность»).

Потому мир – царство идей, в котором есть своя иерархия:

  1. высшая идея – идея Блага (Единого);
  2. ниже – общие идеи;
  3. внизу – идеи конкретных объектов.
  • Платон стал использовать категории в современном их понимании, предложил пять основных категорий: сущее, движение, покой, тождество, различие.
  • Душа человека – прообраз мировой души. Она самостоятельная, возвышенная и вечная. Вселяясь в младенца, душа забывает то, что знает. Поэтому познание мира является вспоминанием, после смерти она возвращается в «мир идей».

Душа состоит из трёх начал:

  1. разумного (главное начало);
  2. неразумного (вожделеющего) – физические потребности;
  3. страстного (аффективного)- мужество, героизм, сила воли и т.д.
  • Платон первым уделил внимание формам правления. Создал шкалу форм государства от лучших к худшим.

Лучшие формы правления: аристократия (власть справедливого меньшинства) и монархия (справедливое единовластие).

Далее идёт тимократия (несправедливая власть честолюбцев, получивших власть не по знаниям или умениям, а, например, по рождению или имущественному цензу).

Ещё менее совершенная форма – олигархия (власть богатых, противостоящих остальным).

Ещё хуже - демократия ( несправедливая власть большинства). Равноправие сводит на нет личные качества.

Худшая форма - тирания (несправедливая власть одного).

Государство – выражение справедливости. Идеал государства Платон нашёл в кастовой системе Египта. В идеальном государстве каждый должен заниматься своим делом, поэтому общество разделяется на три сословия:

  1. высшее сословие - философы;
  2. сословие воинов (охрана правопорядка и государства);
  3. сословие прочих граждан: крестьян, купцов, ремесленников.

Вне сословий находятся рабы, являющиеся экономической силой государства.

АРИСТОТЕЛЬ

(384-322 до н.э.)

  • Родился в Страгире во Фракии в семье врача.
  • Двадцать лет был учеником Платона, хотя ещё до встречи с ним всерьёз увлекся философией. По поводу расхождений во взглядах со своим учителем Аристотель говорил: «Платон мне друг, но истина дороже!»
  • После смерти Платона несколько лет путешествовал. Был приглашён в Пеллу - столицу Македонии – царём Филиппом, где обучал его сына, будущего Александра Македонского.
  • После воцарения Александра вернулся в Афины и основал свою школу – Ликей (школа располагалась в роще, посвящённой Аполлону Ликейскому).
  • Вскоре после смерти Александра Македонского покинул Афины из-за обвинений в богохульстве и через год скончался на острове Эвбея.
  • Аристотель считается первым энциклопедистом, поскольку его исследования охватили почти все области знания. Кроме того, Аристотель первым классифицировал знание и создал логику как отдельное знание (науку).

Всю совокупность знаний он разделил на: введение в философию, теоретическую философию, практическую философию, творческую философию.

  • Введение в философию – логика (изучает законы мышления).
  • Теоретическая философия (её цель – знание ради знания) состоит из:
  1. метафизики, изучающей нематериальные начала и причины сущего;
  2. физики, изучающей природу (в т.ч живые организмы);
  3. математики;
  • Практическая философия (её цель – знание ради деятельности) распадается на:
  1. этику (понятие «этика» также введено Аристотелем);
  2. политику;
  • Творческая философия (её цель – знание ради творчества) включает:
  1. поэтику;
  2. риторику (искусство красноречия);
  • По Аристотелю, «мир идей» Платона оторван от действительности. Чистых идей не существует. Существуют индивидуумы ( «неделимые») – единичные, определённые вещи.
  • Для описания бытия Аристотель выделил 10 категорий («высказываний»). Одна из них( «сущность») описывает суть бытия, а остальные – его свойства. Т.о. бытие – это сущность, обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
  • Материя – пассивное начало (потенция), обрамлённая формой (активным началом). Она вечна, не возникает, не уничтожается и не меняется в размерах. Действительность – переход от материи к форме и от формы к материи. В мире есть первоформа (бесформенное неопределённое вещество) и первоматерия (Мировой ум, мыслящий сам себя).
  • Аристотель первым высказал идею неразделимости тела и души. Душа – сущность тела. Человек отличается от других высокоорганизованных животных разумом и коллективизмом - склонностью жить с другими людьми. Любовь к знанию – врождённое свойство человека и других животных.
  • Мир познаваем, этапы познания таковы:
  1. чувства;
  2. опыт, основанный на нескольких воспоминаниях об одном предмете;
  3. искусство – знание сущности множества вещей;
  4. философское познание.

Аристотель вывел три закона мышления:

  • закон тождества (значение понятия не должно меняться во время обсуждения);
  • закон исключённого третьего (А или не А истинно, третьего не дано);
  • закон недопущения противоречия ( «не противоречь себе самому»).

Поведение человека определяется стремлением, связанным с удовольствием или неудовольствием. Действия, влекущие удовольствие, человек стремится повторять.

Аристотель считал человека «политическим животным».

Выделил шесть типов правления:

  • правильные (власть исходит из общественной пользы): монархия, аристократия, полития;
  • неправильные (власть исходит из выгоды): олигархия, тирания, охлократия (власть толпы);

Полития - лучшая форма правления, поскольку ядром общества выступают не богатые и не бедные, а люди среднего достатка: «государство, состоящее из средних людей, будет иметь и лучший государственный строй». Аристотеля справедливо называют автором теории «среднего класса».

Суть добродетели – в сочетании щедрости и умеренности. Добродетельно то, что служит обществу и общественному порядку.

Добродетели делятся на:

волевые (исходят из характера);

интеллектуальные (мудрость, благоразумие).

Счастье (высшее благо жизни) возможно лишь при добродетельной жизни. В достижения счастья помогает изучение философии.

Вопросы

Соотнесите факты, приведённые ниже, с Сократом, Платоном и Аристотелем:

  • основал Академию;
  • ввёл понятие «этика»;
  • считал политию лучшей формой государства;
  • говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю»;
  • считал лучшими формами правления монархию и аристократию;
  • основал Ликей;
  • придумал «метод повивальной бабки»;
  • основал логику как отдельное направление.

***

Спасибо за внимание!

Понравилось? Переводите: 2200 7005 0556 0754 (Тинькофф)