Найти тему
Авто Академия

Что такое ступица, когда ее менять и поломки даной детали!

Добрый день уважаемые автолюбители. Сегодня рассмотрим с Вами еще одну деталь которая обеспечивает корректное вращение наших колес. Это ступица с подшипником.

Ну что начнем?

Ступица одна из самых крепких и выносливых деталей автомобиля, ведь к ней крепится тормозной диск и само колесо, она вместе с подшипником в процессе эксплуатации испытывает постоянные нагрузки (совсем не отдыхает), представьте себе, постоянное вращение, ускорение, торможение, даже в поворотах боковые нагрузки и те передаются ступице. Так из чего же она заделана?

Ступица, подшипник и ось
Ступица, подшипник и ось

Ступицу колеса делают из цельнометаллической болванки путем вытачивания, такой технологический процесс позволяет изготовить данную деталь очень крепкой и надежной без участков напряжения метала. Также хочу заметить, что ступица в переднеприводных автомобилях является еще и той деталью через которое передается крутящий момент на ведущие колеса, так что Вы сами понимаете насколько данная делать должна быть прочной.

Ступица колеса без подшипников и в сборе с подшипниками
Ступица колеса без подшипников и в сборе с подшипниками

Теперь давайте рассмотрим четыре основных вида ступиц.

1) Управляемых ведущих колес – автомобили с передним или полным приводом. В ступице колеса находятся специальные шлицы, в которые вставляется полуось привода, последняя же через ШРУСы предает крутящий момент на колеса.

2) Ведомые управляемые колеса – передние колеса заднеприводных автомобилей. Ступица «глухая» и крепится к поворотному кулаку.

3) Неуправляемые ведущие колеса – заднеприводные или полно приводные автомобили. Крутящий момент передается через дифференциал на ось, а ось передает его на ступицу. Ось крепится к ней через цапфу или фланец.

4) Неуправляемые ведомые колеса – переднеприводные автомобили. Здесь ступица колеса как правило объединена с подшипником и крепится на рычаг или балку заднего моста.

Вторая неотъемлемая деталь ступицы колеса –это ступичный подшипник. И будем смотреть правде в лицо, он самый главный, ведь если ступица — это просто кусок очень крепкого метала к которому крепится тормозной и колесный диски, и пострадать она может только при сильном ударе. Также ее могут вам повредить путем срыва резьбы под колесные болты или обломать шпильки (хотя шпильку поменять не сложно, с резьбой будет сложнее), то подшипник — это то на чем «весь свет крутится и держится».

Схема ступицы переднего колеса с подшипником. 1. Поворотный кулак. 2. Наружное грязеотражательное кольцо.3. Ступичный подшипник.  4. Ступица. 5. Упорная шайба. 6. Гайка. 7. Стопорное кольцо.  8. Внутреннее грязеотражательное кольцо.
Схема ступицы переднего колеса с подшипником. 1. Поворотный кулак. 2. Наружное грязеотражательное кольцо.3. Ступичный подшипник. 4. Ступица. 5. Упорная шайба. 6. Гайка. 7. Стопорное кольцо. 8. Внутреннее грязеотражательное кольцо.

Подшипники делятся на такие виды как, однорядные, двухрядные, шариковые конически-упорные и роликовые конические.

Давайте детально рассмотрим их.

HUB-I
HUB-I

1) Двухрядные ступичные подшипники HUB-I (первого поколения) их можно поменять отдельно от ступицы, и они пришли на смену подшипникам нулевого поколения, которые нуждались в постоянной смазке и регулировке.

HUB-IІ
HUB-IІ

2) HUB-IІ – второе поколение подшипников, они снабжены крепежными отверстиями для монтажа на элементы подвески автомобиля.

HUB-IІІ
HUB-IІІ

3) HUB-IІІ – на данный момент самый современный вид ступичных подшипников, представляет собой полностью узел в сборе. Такой подшипник защищен от внешнего воздействия, а в качестве одной из обоймы используется поверхность ступицы, что минимизирует показатели радиального биения и снижает вес всей конструкции. Также подшипники второго и третьего поколения снабжены кассетными уплотнителями для отвода газов, и они в тоже время не дают попадать в рабочую зону влаги и грязи.

Ступицы (включая и подшипник) четвертого поколения совмещены со ШРУСами, а пятое поколение и вовсе с тормозными дисками. Но данные ступицы можно сказать пока в «обкатке» так, что их повсеместное внедрение будет в будущем (если конечно они себя оправдают). Также современные ступицы объедены кольцами ABS(обычные зубчатые кольца или магнитные энкодеры) о них мы поговорим в следующей статье.

Теперь, когда мы представляем, что такое ступица и ее неотъемлемая часть подшипник, поговорим о неисправностях и поломках.

Поломка ступичного подшипника! раскололся шарик подшипника.
Поломка ступичного подшипника! раскололся шарик подшипника.

Как говорилось выше, сама ступица — это просто цельный кусок метала и из-за чего она может сломаться мы также выяснили, так что как правило данная деталь служит весь срок службы автомобиля. А дальше как Вы поняли из строя выходит чаще всего ступичный подшипник. Признаки выхода из строя подшипника гул при движении, перегрев (Ваш тормозной диск горячий хотя Вы даже не пользовались тормозами), люфт колеса. Все это говорит о том, что пора менять ступичный подшипник или ступицу в сборе если конструктивно не предусмотрена замена только подшипника.

Как правило подшипник служит не менее трех лет эксплуатации, но все также зависит от стиля езды, и от нагрузок, которым подвергался данный узел. Также хочу Вас заверить что данные детали ремонту не подлежал, только полная замена!!! И напоследок как правило скажу в автомобиле при замене парной детали меняются обе одновременно, к подшипникам ступицы или к самой ступице данное правило не применяется.

Вот и все на сегодня.

Благодарю за внимание.

Если данная статья была Вам интересна, поставьте лайк и подпишитесь на канал. Дальше еще больше интересного из мира автомобилей.