Найти тему
«ArtQuin Media»

Часть 1. «Именные» поезда Московского метрополитена.

Оглавление

Мы поговорим о тех поездах, которые можно сегодня встретить на линиях метро.

«Народный ополченец»

Поезд в современном оформлении. Фото: МосМетро.
Поезд в современном оформлении. Фото: МосМетро.

Самый старый из действующих именных поездов начал работу на Замоскворецкой линии в 1988 году. Посвящён ветеранам Великой Отечественной Войны, работавшим в метро и метрострое. Поначалу мало отличался от обычных составов, однако дизайн поезда был обновлён 8 ноября 2006 года. С того времени на вагоны были нанесены надписи «Народный ополченец» и «1941—1945» (последняя на георгиевской ленте), внутри — появились материалы о Великой Отечественной войне. 7 мая 2015 года дизайн был повторно обновлён: заменены наклейки с названием поезда, также снаружи и внутри вагонов появились материалы к празднованию 70-летия Победы. Последний раз состав был обновлён в мае 2020 года — к празднованию 75-летия Победы. В качестве подвижного состава используются вагоны 81-717.5/714.5 («Номерной»).

Поезд в старом оформлении к 70-летию победы в депо «Сокол»
Поезд в старом оформлении к 70-летию победы в депо «Сокол»

«Красная стрела»

Поезд был запущен по заказу ОАО «РЖД» на Сокольнической линии 9 октября 2006 года в честь 75-й годовщины первого фирменного поезда Москва — Ленинград «Красная стрела». Внешний вид состава разработан в СКБ метро АО «Метровагонмаш». Снаружи поезд окрашен в красный цвет вместо обычного синего, горизонтальная полоса жёлтая вместо белой, крыши вагонов серебристые, на дверях вместо обычного рисунка стилизованное число 75. Внутри — жёлтые поручни, красные сиденья, на стенах расклеены материалы об истории поезда «Красная стрела».

5 августа 2016 года, впервые за 10 лет, постоянная экспозиция поезда была обновлена. Перезапуск состава приурочен к 85-летию одноимённого фирменного поезда, а также ко Дню железнодорожника. Внешний вид вагонов претерпел некоторые изменения: основная гамма раскраски, включая надписи с названием поезда, сохранилась, однако жёлтый рейлинг вдоль кузова, а также стилизованные числа 75 в процессе обновления были закрашены. Во внутреннем оформлении вагонов использованы исторические документы и уникальные фотографии из архивов ОАО «РЖД». В качестве подвижного состава используются вагоны 81-717.5М/714.5М («Номерной»).

Поезд в современном оформлении на станции «Коммунарка» и салон поезда со старой экспозицией
Поезд в современном оформлении на станции «Коммунарка» и салон поезда со старой экспозицией

«Акварель»

Поезд-галерея с репродукциями картин.
Старая расклейка поезда
Старая расклейка поезда

Первый именной поезд, вагоны которого имеют конструктивные отличия от стандартных. Запущен 1 июня 2007 года, в День защиты детей, на Арбатско-Покровской линии. Первая подборка картин была посвящена творчеству художника-инициатора и учеников его школы.

Все пять вагонов состава снаружи оклеены цветной плёнкой с изображениями цветов, фруктов, рек, деревьев. По сравнению с обычными вагонами типа 81-740.1/741.1 «Русич», отсутствуют окна и сиденья с одной из сторон, на их месте расположены картины, над которыми добавлено освещение. Каждый вагон имеет свою цветовую гамму — уникальны как оклейка с внешней стороны, так и цвет пола, стен и сидений в вагоне. В январе 2013 года плёнка, которой был оклеен поезд снаружи, заменена на новую — с немного другой расцветкой.

Картинная галерея внутри поезда
Картинная галерея внутри поезда

Ретропоезд «Сокольники»

Единственный состав в Московском метрополитене, который не оснащён Wi-Fi-доступом

Построен в 2010 году к 75-летию Московского метрополитена и стилизован под первый поезд Московского метрополитена, который состоял из вагонов типа А. Создан по специальному заказу на предприятии-производителе («Метровагонмаш»), изготовлен на основе модели 81-717.5М/714.5М, однако получил своё цифровое обозначение — 81-717.5А/714.5А. Запущен на Сокольнической линии 15 мая 2010 года, в день 75-летнего юбилея московского метро. Руководством метрополитена и некоторыми СМИ данный поезд был представлен как «точная копия поезда 30-х годов», что действительности не соответствует.

Снаружи поезд отличается от базовой модели следующими деталями:

  • кузов окрашен в цвета, характерные для метро 1930-х годов
  • использована стилизованная под вагоны типа А лобовая часть головных вагонов с двумя хромированными фарами (но без торцевой двери, в отличие от оригинала)
  • вместо бортовых номеров вагонов — герб СССР.
  • внутренняя отделка вагонов выполнена из трудногорючего пластика, имитирующего линкруст — материал, применявшийся в салонах вагонов старых серий;
  • салон оборудован мягкими диванами с боковинами сидений, также смонтированы светильники-бра, характерные для первых поездов метро.
  • внизу дверей — резиновый уплотнитель в виде «ноги Кагановича».

Изначально в вагонах были установлены деревянные рамы окон, впоследствии заменённые на стандартные алюминиевые, оклеенные плёнкой под дерево. Все остальные алюминиевые детали салона (окантовка дверей, рейки между листами пластика) заменены на пластик «под дерево». В остальном состав аналогичен вагонам 81-717.5М/714.5М последних серий и предназначен для регулярной пассажирской эксплуатации.

Ретропоезд в депо «Северное»
Ретропоезд в депо «Северное»

«Поезд Победы»

Поезд на станции «Улица Академика Янгеля»
Поезд на станции «Улица Академика Янгеля»

Был запущен на Серпуховско-Тимирязевской линии 22 апреля 2015 года под первоначальным названием «70 лет Великой Победы». Каждый из вагонов поезда знакомил пассажиров с одним городом-героем России. Внутреннее оформление вагонов включало документы, фотохронику, плакаты и газетные вырезки военных лет. Эксклюзивно для этого состава все голосовые объявления станций были записаны Иосифом Кобзоном.

27 января 2016 года поезд был передан на Таганско-Краснопресненскую линию, где с 3 февраля начал регулярное движение уже с обычными информаторами.

В начале февраля 2019 года поезд был передан в депо «Солнцево», и с 8 февраля начал регулярное движение по Солнцевской и Большой кольцевой линиям. В качестве подвижного состава используются вагоны 81-760А/761А/763А «Ока» со сквозным проходом.

Оформление салона
Оформление салона

«Полосатый экспресс» (третий состав)

Поезд в депо «Варшавское»
Поезд в депо «Варшавское»

Запуск третьей версии поезда состоялся 29 июля 2019 года на Серпуховско-Тимирязевской линии. В вагонах тематического состава представлены данные об охране природы, о научных исследованиях, книгах, фильмах, статьях в газетах и журналах, посвященных амурскому тигру, об обучающих мероприятиях и экологических курсах, которые проводят в России. Планируется, что поезд будет курсировать в течение полугода. В качестве подвижного состава используются вагоны 81-760/761 «Ока».

Оформление борта вагона
Оформление борта вагона

«Олег Табаков»

Запуск поезда состоялся в ночь с 12 на 13 сентября 2019 года на станции «Сухаревская» Калужско-Рижской линии. В вагонах поезда представлена информация по ключевым моментам творческого пути Олега Табакова. Пассажиры смогут подробнее узнать о семье артиста, спектакле «Матросская тишина», с которого началась большая жизнь театра, о самой «Табакерке», появившейся в подвале, о новой сцене на Малой Сухаревской площади, а также об Олеге Табакове как режиссёре и наставнике, об учреждённой им премии. В оформлении также использованы редкие архивные снимки и кадры из кинофильмов с участием актёра. В качестве подвижного состава используются вагоны 81-717.5М/714.5М («Номерной»).

Название поезда на внешней стороне вагона
Название поезда на внешней стороне вагона

> Читать вторую часть статьи <