Прогулки пока ещё ограничены, развлекательные центры закрыты, #Самоизоляция и масочный режим ещё действуют. Одними поделками малышей не удивить. А вот #головоломки и занимательные #упражнения вполне можно организовать. Тем более, что правильно организованная интеллектуальная нагрузка "сжигает" намного больше энергии, чем физическая.
Не перегружать!
Это первое правило интеллектуальных заданий. Если их слишком много, то вместо разгрузки и снижения детской подвижности получите, наоборот, перевозбуждение и гиперактивность, которые будет сложно унять. Мозг - орган сильный, но нежный. ;)
Упражнения с удовольствием
Заставлять ребенка решать задачи - это почти наверняка психотравма на выходе. Маленькая, но все же. Лучше выбирать время. когда настроение и активность ребенка на подъёме. У малышей от 3 лет это время около 10-1 утра и вечером после ужина.
Помним, что все дети разные! И привязываться к каким-то возрастным и временным "нормам" - неправильно.
Упражнения по силам
Учитывайте не только возраст, но и уровень сформированности навыков у детей. Если какой-то тип упражнений ему ещё не знаком, выберите заведомо более простое упражнение, а потом предлагайте то, что "по возрасту". Главное - объяснить принцип.
Чем заниматься с детьми?
Если у малышей 3-6 лет интеллектуальная нагрузка является одновременно и творческой (а иногда и физической), то дальше дифференцирование занятий становится более очевидным. Для дошколят 5-7 лет уже нужно разделять физкультуру. математику/логику, язык и окружающий мир. А младшие школьники предпочитают интегрированные задания - на применение уже имеющихся знаний (актуализацию этих знаний). Об этом ниже.
Занятие для малыша 3-6 лет
Здесь ориентиром служит окружающий мир и творческие задания. Познание - основной вид деятельности ребенка до подготовки к школе. Чем активнее малыш изучает взаимосвязи предметов и явлений реальности, тем проще ему будет осваивать научные факты и понимать их логику.
Учитывайте возраст и развитие! Чем старше и шустрее, тем больше деталей и фактов. Ниже будем ориентироваться на среднего малыша 3,5-5 лет. Этот диалог с ребенком займет около часа. Тема объемная и относится к базовым. Это потребует повторения по частям в следующих занятиях.
1. Выберите тему занятия. Например, пусть это будут "Карта природы".
2. Побеседуйте с ребенком о Природе (в методике урока это называется "Повторение пройденного"). Выясните, какие знания уже актуальны, заполните мелкие пробелы. Вот приблизительный ход введения и беседы:
--- Смотри, что я нарисовал(а)? Верно, круг! (или "Нарисуй большо-о-о-ой круг на этом листе, пожалуйста!). А на что он похож? (подведите перечисление к ответу - "На планету");
--- А как ты думаешь, планета живая или нет? А из чего она состоит? А это живое? А вот то живое? А как ты определяешь, что живое, а что нет? А кто это все сделал?
--- (собрав все ответы ребенка, резюмируйте) Вот и ученые тоже долго думали над всеми этими вопросами и решили, что все, что нас окружает и не сделано руками людей - это Природа. Природа может быть живая и Неживая. А потом ученые придумали нарисовать карту Природы, совсем как мы с тобой.
3. Переходим к основной части.
--- Планету, а на ней воду, камни, ветер, воздух, луну и солнце ученые отнесли к Неживой Природе. Давай все это нарисуем! (придумайте вместе условные знаки или пиктограммы, которые будут понятны ребенку без текста).
--- (для детей старше 5 лет, знакомых с микроскопом): Все живое ученые разделили на две большие империи: КЛеточные и Неклеточные.
--- (для детей 3,5-5): Все живые организмы на планете ученые разделили на 4 большие группы и расселили в разные царства. Давай тоже попробуем это сделать! Вспомни,какие живые организмы ты знаешь?
--- Вот ты назвал елки, березки, одуванчики - это всё что? Все вместе они как называются? (- растения) Вот! Учёные отдали растениям большой континент. Давай нарисуем его! (Рисуем на поверхности планеты условную форму, связанную с растениями, например, лист или цветок).
--- А птицы, рыбы. пауки ,ещё ты называл червячков и верблда - это какое царство, как думаешь? (- животные) Давай нарисуем! (я обычно рисую ежика).
--- А есть ещё очень интересное царство - совсем маленьких организмов, их видно только в микроскоп, но они ооочень важны! Одних мы размножаем, чтобы пить кефир и есть йогурт, а других боимся и постоянно моем руки! Точно, бактерии ("микробы" - рисуем им что-то неопределенное и монстрообразное)
--- И четвертое царство! В нем такие организмы, которые растут после дождика (помнишь, мы ходили в лес и там под пеньком нашли...?)... А ещё они бывают микроскопическими и вызывают болезни (видел, у дедушки, какие черные ногти? - ведите разговор так, чтобы он заставлял задумываться о том, зачем эта информация. как она связана с повседневной жизнью))
4. Когда все 4 царства нарисованы, позвольте малышу фантазировать и раскрашивать планету, как ему захочется. Пусть рисует в контурах царств силуэты представителей, чем больше, тем лучше. Не вмешивайтесь! Дайте вемя на самостоятельную работу.
5. Закрепите матерал: вместе рассмотрите карту, задавайте вопросы: А это кто? А в каком царстве оно живет? А почему ты так думаешь? А чего общего у этих двух животных?
6. Рефлексируйте. Повторите очень коротко все, о чем говорили в последние 40-50 минут. Ещё лучше - попросите малыша рассказать о нарисованной только что карте бабушке или старшему ребенку.
Малыши - моя любимая аудитория! Они непосредственные, они редко стесняются своих знаний и с удовольствием впитывают новые. Они всегда полны вопросов, а иногда и удивительных ответов. )))
Поделитесь в комментариях выводами своих малышей!
Занятия для дошколят 5-7 лет
Они уже очень много знают, для них нет сложности отделить буквы от цифр, а цвета - от оттенков. Но все же стандартные упражнения использовать и можно, и нужно. Для начала предложите такие:
- Логика: повторение узоров на бумаге в клеточку/то же на время/то же в соревновании с братом, папой, бабушкой...; сортировка по разным признакам (форма, цвет, размер) и их сочетаниям (форма+цвет, размер+форма и т.д.);
- Арифметика: счет в пределах 5, если нет более уверенных навыков. переместительное и сочетательное свойства сложения без правила - на уровне визуального восприятия. Я очень люблю упражнение на зрительно восприятие количества/числа: выбрасываю наугад несколько кубиков; задача ребенка. Не пересчитывая их поочередно, быстро назвать количество. С 2 и 3 получается легко, а дальше требуется тренировка. Попробуйте.
- Язык (чтение): гласные согласные, работа с кубиками Зайцева или иными системами. Слушание сказок и заучивание стихов и обязательно включать логопедические упражнения и диалог! Обсуждение событий сказки (можно и при просмотре мультфильма) несет большую социально-психологическую пользу.
Какого бы возраста ни был ребенок, ориентируйтесь не на программы и разработки, а на интерес ребенка. Ведь вы занимаетесь дома и главная цель занятий - улучшить отношения со взрослыми и окружающим миром, а вовсе не знания.
Ну, а если интеллектуальные упражнения с вашем карантине в избытке, то просто порисуйте вместе с детьми быстрые пейзажи гуашью. Вот, например один такой:
Или займитесь мультипликацией: