Найти в Дзене
История Кино 2.0

Кино СССР: что мы смотрели в эпоху «Перестройки»

«Перестройка» и «гласность» - как первые теплые весенние ветра после долгой зимы. Поздний период СССР подарил зрителю множество интересных работ в кино. Сегодня киноведы признают, что ряд фильмов второй половины 80-х годов – шедевры, очень точно отражающие дух того времени, ожидание нового после брежневского застоя.

Итак: наши любимые фильмы времен «Перестройки», часть первая.

«Авария – дочь мента», 1989 год, режиссер Михаил Туманишвили

В главных ролях: Оксана Арбузова, Владимир Ильин, Анастасия Вознесенская, Юрий Шумило.

Фильм, в отличие от современного российского кино про молодежь с надуманными проблемами и фальшивыми героями, вполне правдоподобно показывает конфликт поколений: с одной стороны консервативные советские родители, с другой – молодое поколение, которое не принимает навязанные ценности и пытается нащупать свой путь.

-2

Авария – ученица старших классов, металлистка, полностью соответствует своему прозвищу. Не слушает родителей, ходит на концерты, которые не одобряет власть, общается с мужчинами старше себя.

В то же время ее отец – начальник отдела милиции, у которого сложно складываются отношения с супругой. И с дочерью ему тоже приходится бороться. В фильме видно, что отец семейства реагирует на негативные выпад дочери, а не предупреждает их. Это тонкий диагноз старому поколению, которое не смогло завлечь молодежь своими идеалами.

В итоге получился довольно жесткий и реалистичный фильм, который с одной стороны отражает положение дел в позднем советском обществе, с другой – служит уроком для нас, чьи дети тоже вряд ли пойдут по стопам тех, кто когда-то смотрел Соловьева по ТВ.

«Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», 1989 год, режиссер Сергей Соловьев

В ролях: Александр Збруев, Людмила Савельева, Александр Абдулов, Татьяна Друбич, Александр Баширов, Илья Иванов, Виктор Бешляга.

Обстоятельный диагноз советскому обществу в конце 80-х попробовал поставить классик советского кино Сергей Соловьев.

В окно столичной квартиры в один осенний день влезает сбежавшая от отцовского плена девушка Александра, чтобы позвонить своему мужчину Владимиру. Так началась эта история, показанная во всех красках, доступных талантливому художнику.

-3

Коммунальная квартира оказывается местом обитания интересных и здоровых представителей больного общества: представитель древнего рода Лобановых - мальчик Митя, который готовится стать взрослым, пьющий диссидент Толик, который в случае любой неурядицы кладет на все «с прибором».

Соловьев довольно тонко показал здесь чаяния антисоветчиков, которые в любом сне видят смерть Сталина (надо полагать в умах граждан), абсурд жизни простого человека среди разрозненного и потерявшего ориентиры общества.

Сам сюжет фильма - неоднородный, нестройный, его как будто почти нет. Но жизнь идет и люди веселятся, думают, говорят и даже спорят.

Из очевидных достоинств этой ленты, ставшей частью позднесоветского кино, являются: изумительная игра талантливых актеров, большое количество цитат, которые моментально ушли в народ: «обыкновенный строительный мусор истории», «на аппараты я с прибором клал», «ты выдвиженец, я - задвиженец» и множество других. И еще: отличное атмосферно5е музыкальное сопровождение фильма в лице Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум».

-4

«Дорогая Елена Сергеевна», 1988 год, режиссер Эльдар Рязанов

В ролях: Марина Неелова, Наталья Щукина, Федор Дунаевский, Дмитрий Марьянов.

Эльдар Рязанов тоже не обошел стороной проблему взаимоотношений двух поколений, одно из который жило и творило в советскую эпоху, а другое, более молодое – намерено жить по новому, но пока ориентиров не нашло.

Рязанов прекрасно раскрыл остросоциальную тематику на примере отношений учительницы и учеников. Елена Сергеевна в исполнении великолепной Марины Нееловой сочетает гибкость в общении и принципиальность при принятии решений, строгость и твердость опытной учительницы и слабость несчастной женщины.

Ее убеждения и принципы мигом рушатся о глухоту и непонимание учеников. Режиссер четко показывает, что те чувства, которые должны были откликнуться в детях на боль женщины, в них попросту не воспитаны. Самые жестокие из учеников заправляют игрой и ведут за собой тех, кто не имеет своего мнения.

В фильме Рязанов показал еще одну проблему: неспособность советской системы справиться с вызовами, идущими от нового поколения, ее аморфность и беспомощность.

Вывод печален, но правдив: если обе стороны драмы не делают шаг навстречу друг друга, то в этой жесткой игре победителей не будет.