Тема переработки мусора, так или иначе, на слуху у всех. Теоретически каждый понимает, что банка из-под Coca-Cola, обертка от шоколадки, шкурка от банана и прочие отходы должны куда-то деваться, но вот куда? Если судьба шкурки от банана более или менее понятна — из праха ты вышел, в прах и вернешься — то, как быть с остальным?
«Где достать то, что нужно, и что делать с тем, что не нужно» — эта проблема волновала еще наших предков в каменном веке. Доисторические племена кочевали с места на место. Мусор в те времена был преимущественно органический, переработки не требовал, а то, что не могло раствориться в вечности само собой, просто оставалось лежать, где было оставлено. По такой своеобразной «мусорной цепочке» археологи сегодня и судят о времени их пребывания в данной местности, траектории их передвижений, образе их жизни.
А вы знали, что: примерно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый из известных эдикт, запрещавший выбрасывать мусор на улицы.
В Древнем Риме также существовали своеобразные экологические службы по обеспечению водоснабжения, созданию и обслуживанию систем канализации со специальными бассейнами - отстойниками и системами удаления мусора.
Раньше-то цивилизованнее было как-то...
Однако подобно многим античным изобретениям, практика утилизации отходов была забыта в средние века. И вот на лицо деградация: средневековый Лондон, 1350 г. — люди выбрасывают мусор прямо на улицы. Даром неряхам это не прошло: отсутствие даже самой примитивной утилизационной системы способствовало распространению заболеваний, и город регулярно пустел из-за вспышек инфекций, которые переносили крысы — вечные спутники свалок.
Жители европейских городов вплоть до XIV века продолжали выбрасывать в окно и мусор и экскременты. Узкие улицы были полностью покрыты толстым слоем отбросов. Поэтому ходули, особенно весной, считались необходимой “обувью” каждого горожанина.
Есть такая хохма: в Испании, когда рождался ребенок и нужно было выбрать ему имя, случайного прохожего из окна окатывали помоями. Что скажет человек, так и назовут младенца. Вот поэтому там каждый второй Педро!
Только во второй половине XV века впервые в Европе городские власти Нюрнберга установили ответственность за нарушения в области сбора и утилизации отходов. Мусор надлежало вывозить за городские ворота и складировать в сельской местности. Постепенно с ростом городов свободные площади в их окрестностях уменьшались, а неприятные запахи и возросшее количество крыс, вызванное свалками, стали невыносимыми.
А вы знали, что: около двух тысяч лет назад над Иерусалимом висело облако ядовитого дыма от "геенны огненной" - городской свалки в Енномовой долине, где сжигали мусор.
Первую систему сжигания мусора в специализированных печах опробовали в 1874 г в Ноттингеме, в Англии. Сжигание сокращало объем мусора на 70-90 %, поэтому данный способ вначале быстро развивался. Густонаселенные города Европы и Америки начали внедрять мусоросжигательные печи, однако вскоре от них пришлось отказаться из-за ухудшения состава воздуха и трудностей при утилизации ядовитой золы.
По этой причине захоронение отходов вновь вышло на первый план при решении проблемы отходов, и к началу 70 годов XX века до 90 % отходов депонировали на свалках и полигонах. Последствия захоронения мусора не замедлили сказаться на загрязнении почв и подземных вод.
С глаз долой - из сердца вон
Как мы видим по этой длинной и грязной истории решение проблемы мусора по принципу «с глаз долой, из сердца вон» себя исчерпало. Куда бы мы ни складировали отходы, в какие бы отдаленные территории их не вывозили — планета круглая и везде кто-то живет.
Даже с учетом того, что часть отходов все-таки разлагается, мы производим их со скоростью чуть больше килограмма в день на каждого человека в нашей стране. В год набирается около двух кубометров.
К слову сказать, Россия далеко не мировой лидер в «производстве» мусора. Если верить статистике Всемирного банка, больше всего мусора производят жители Исландии: 4,3 кг в день. Меньше всего — граждане Лесото: всего 100 г. Отсюда очевидная закономерность: развитые страны больше потребляют и от них больше отходов
Немного статистики. Если говорить о составе наших отходов, то более четверти объема мусорного ведра россиянина занимают пищевые отходы, еще почти 20% — бумага и картон, 17% — стекло. В разных странах эти пропорции сильно различаются: в Китае и Бразилии на помойку в основном отправляются пищевые отходы, в США — бумага, а в Великобритании — пластик.
По данным Росприроднадзора, российские свалки занимают 4 миллиона гектаров. Это равно площади Нидерландов или Швейцарии. Территория, занятая мусором, увеличивается на 400 тысяч гектаров ежегодно. Если такие темпы сохранятся, то к 2050 году свалки займут 1% площади России.
Иными словами, у нас только два варианта: либо смириться с тем, что рано или поздно придется пожертвовать мусору целый континент, либо начать перерабатывать всю эту мусорную империю.
А какое решение по утилизации отходов вам кажется самым лучшим? Сами-то мусор сортируете?