Найти тему
DIECAST43

1957 год: FIAT Nuova 500 (Brumm)

У ФИАТа уже в 1955-м году была собственная полноценная малолитражка - достаточно компактная и экономичная, чтобы соответствовать требованиям небогатой послевоенной жизни, и вполне вместительная и динамичная, чтобы итальянская семья не чувствовала себя обделённой - это был FIAT 600, близкий родственник нашего первого "Запорожца".

Но даже на фоне начинающегося послевоенного экономического бума, когда росло и производство, и доходы - FIAT 600 был дороговат: итальянцы по-прежнему в большинстве своём передвигались на велосипедах и мотороллерах. И в Турине решили строить ещё более компактный автомобиль - Витторио Валлета (тот самый, что позже подпишет контракт на строительство завода в Тольятти) поставил задачу Данте Джакоза разработать ещё более дешёвую машину - она должна была стать дешевле в производстве и в эксплуатации, чтобы привлечь неохваченные слои потенциальных автолюбителей. Такой машиной и стал "новый" FIAT 500.

-2

Машина увидела свет в 1957-м году - на пару лет позже более крупной модели 600: чтобы избежать внутренней конкуренции, крышу новинки сделали покатой, а сзади установили ущербную скамеечку - по первоначальной задумке "пятисотка" предполагалась двухместной машиной со слабеньким двухцилиндровым двигателем. Так хотели переманить покупателей мотоциклов и защитить более крупный FIAT 600 от снижения спроса. Но публика и пресса раскритиковали новинку - колёса без колпаков, слабосильный и шумный двигатель, недоделанное заднее сиденье - машинка, конечно, была посовременней, нежели "старый», довоенный FIAT 500 Topolino, но и недостатков было полно. Здравый смысл подсказывал, что лучше поднакопить сотню тысяч лир и купить за 590 000 полноценный FIAT 600.

-3

И FIAT незамедлительно принялся за исправление недостатков - уже в сентябре того же 1957 года в продаже появилась модернизированная версия - мощность двигателя повысили с 13 до 15 л.с., максимальная скорость достигла 90 км/ч появились хромированные молдинги и окантовка окон. Той же осенью FIAT 500 обрёл две версии - Economica и Normale - первая соответствовала по внешнему виду и оснащению первоначальной машине, а вторая включала все нововведения. За FIAT 500 Economica просили 465 000 лир, а Normale продавали за исходные 490 000. Тогда же случилось небывалое - владельцы "пятисоток" первой серии, купленных до всех этих изменений, получили от ФИАТа чек на 25 000 лир и приглашение прибыть на фирменный сервис для доработки двигателя.

-4

И такой подход покупатели одобрили: продажи FIAT 500 Nuova взметнулись ввысь - вскоре автомобильчик станет не просто первой недорогой машиной для небогатых итальянцев, но превратится в модную и современную игрушку для многих состоятельных граждан. Немалую роль в сотворении легенды сыграла отменная управляемость машинки и увеличение мощности двухцилиндрового двигателя до 16,5 л.с. в 1959-м - снаряжённая масса автомобиля была всего около 500 килограмм, а ходовая часть и рулевое позволяли дерзкому водителю FIAT 500 обходить на извилистых серпантинах гораздо более мощные, но неповоротливые машины-современники.

-5

Нынче на дорогах Италии FIAT 500 встречается гораздо чаще своего практичного старшего брата "шестисотого" - и сделали маленьких машин больше (4,25 млн. против 2,69 млн. экземпляров), и производили дольше (аж до 1975 года), и народ машинку полюбил.

-6

Модель FIAT Nuova 500 1957 года изготовлена итальянским Brumm - на фоне нашествия кривого и бездуховного китайского хай-тека итальянцы проявляют удивительную стойкость: многие модели, разработанные в 1970-х и 1980-х производятся до сих пор. И делают эти модели в Италии. И зачастую образ прототипа схвачен лучше, а общий уровень изготовления и проработки - разумно достаточный. Таков и этот ФИАТ, который выпускается с 2002 года — он в меру аккуратен, вполне точен, не без изъянов, но при этом — безусловно настоящая модель, в которой достаточное внимание уделили и мелочам, вроде светотехники или ручек отдельными деталями, и очень хорошо передали образ реального автомобиля.

-7

Хотя конечно кривоватые колёсики, облой и на металлической отливке кузова и на пластиковых деталях — хорошо заметен, особенно если разглядывать это миниатюрное изделие, вооружившись современными техническими средствами. Ведь без них вообще эту машинку разглядеть сложно: и сам ФИАТ 500, и уж тем более его уменьшенная в 43 раза масштабная копия — это миниатюрные изделия.

Вообще надо отметить, что несмотря на очень маленькие размеры модели, вся деталировка вполне корректно воспроизведена: оконные молдинги и уплотнители прокрашены, стёкла фар имеют рифление, не забыли про эмблему, шильдик и номерные знаки. И это всё продавали за 20 евро. Нынче Brumm продают на 20% дороже, за 24 евро, но и времени прошло уж десять лет почти с тех пор, как этот ФИАТ прописался на полке.

-8

Даже сейчас это чуть больше полутора тысяч рублей, а было время, когда курс евро был меньше сорока рублей и цена этой машинки была ещё в два раза ниже, если считать в наших деревянных.

И на фоне этих цен как по мне многие из недостатков этой итальянской масштабной копии вполне можно простить.

И есть в этой модели один необъяснимый нюанс — уж не знаю, насколько это можно передать через экран: смотришь на эту машинку и видишь в ней реальный автомобиль. Несмотря на мелкие недостатки самой модели. Этот важный момент часто теряется в современных масштабных копиях и уж совершенно точно его измерить штангенциркулем не получится.

Сам Brumm, несмотря на китайское нашествие, продолжает каким-то удивительным образом лавировать на рынке между всеми этими журнальными машинками и смоляными китайскими изделиями. Они выпускают каталоги, вносят изменения в свои старые модели, красят модели в новые цвета или выпускают какие-то специальные версии. Этот FIAT Nuova 500, увидев свет в 2002 году с каталожным номером R342-05, выпущен тиражом 600 экземпляров. Занятно правда, что на официальном сайте машинка числится с чёрным тентом и светло-бежевым салоном, а мне досталась модель с бежевым тентом светло-голубым салоном, но всё с тем же каталожным номером. Так что для любителей поискать отличия и мелкие нюансы в старых моделях, Brumm и такую возможность предоставит.

-9

И надо конечно же отметить, что Brumm отливает донышки своих моделей из металла, что сразу добавляет веса машинке — этот приём использует и британский Vanguards: берёшь такое изделие в руки и сразу чувствуешь, что это не дешёвка никакая, а что-то стоящее. Но донышко кстати у итальянских машинок проработано лучше: здесь есть даже имитация двигателя и выхлопной системы, которые окрашены серебрянкой.

В общем как ни удивительно, но в XXI веке можно и производство в Европе сохранить, и модели свои продавать дешевле, чем китайские изделия конкурентов, и делать при этом вполне приличные масштабные копии. Да, это не высочайший технологический уровень для массовых промышленных моделей, которого достиг например AUTOart со своей серией Signature, но при этом и модель стоит в восемь раз дешевле, и Signature той больше нет, а Brumm свои машинки производит и продаёт до сих пор.

-10

Им разве что штампа с датой производства на клапане коробочки не хватает для полного счастья коллекционера. Но этот недостаток в какой-то мере восполняют каталоги и вполне живой сайт производителя.

Так что купленная по случаю в магазине сувениров для туристов машинка вполне может стать началом целого направления в коллекции. Ну, если вам конечно интересны итальянские автомобили, мелкие отличия машин разных лет выпуска и не претит такой традиционный итальянский стиль масштабных копий.

Авто
5,66 млн интересуются