Наш век неумолимо движется вперёд, и движется он под знаменем глобализации. Эту тенденцию легко проследить в моде, архитектуре и языке, бесконечное и беспорядочное смешение разнообразных стилей и национальных мотивов рождает новый образ человечества, образ в котором национальность человека больше не определяет его место обитания, предпочтения и даже то на каком языке он разговаривает, а только лишь то как он выглядит, но и это скорее всего однажды потеряет свою актуальность. Отличным примером такого мира является картина снятая в 1981 году сэром Ридли Скоттом, она показывает мир без культурных границ, мир к которому мы все ближе и ближе. Однако мы ещё не утратили свою культурную идентичность, и даже кинематограф, являющийся самым явным проявлением массовой культуры, может быть национальным.
Почти у каждой национальности есть такие фильмы, и чем более обособленная эта национальность, тем более непонятным будет восприятие ленты людьми из другой культурной группы. Это может проявляться в визуальной составляющей, как например происходит в подавляющем большинстве индийских фильмов, но гораздо более интересным будет фильм в котором само действо имеет национальный окрас.
К сожалению в современной России не так много достойного кино, а кино действительно несущего в себе русскую культуру того меньше. Фильм Алексея Балабанова «Брат» казалось бы мог стать идеальным примером, но если осмыслить происходящие на экране становится ясно, что он отличается от массового кинематографа только большим упором на российский менталитет, и в целом отстранённость от нашей культуры не сильно повлияет на восприятие человеком этой картины.
Гораздо лучше с ролью национального кино справляется фильм Романа Кочанова «ДМБ». Тут и срочная служба, чуждая западному человеку, и тот же российский менталитет чуждый казалось бы всему человечеству, специфичные ракурсы приглушенная гамма, максимально отстранённое повествование лишенное большинства эмоций кроме отрицательных, и конечно же максимальная субъективность происходящего хорошо показывающая разобщенность и взаимное недоверие, все это будет странно человек не знакомому с нашей культурой и так знакомо нашему человеку. Стоит отметить что жители постсоветского пространства, за счёт тесной связи с Русской культурой так же смогут это понять, но это уже тема для другой статьи.
Массовое кино это бизнес, и лучше всего он освоен конечно же в стране ставшей эталоном капиталистического общества. В «Голивуде» снимают фильмы так, что бы охватить максимум аудитории делая их простыми и понятными для всех, но это не значит что в Америке нет истинно американского кино, любимого американцами и вызывающего сотню вопросов у людей с американской культурой не знакомых. Об одном из таких фильмов сейчас и пойдёт речь, но прежде цитата.
This radio station was named Kowalski
In honor of the last American hero to whom
Speed means freedom of the soul.
The question is not when he's gonna stop, but who is gonna stop him…
«Эта радиостанция названа в честь Ковальски
Последнего американского героя
Для которого скорость означала свободу духа
Вопрос не в том когда его остановят, а в том кто его остановит.»
Скорее всего референсы указанные выше мало о чем говорят, так как фильм этот не особо известен у нас в стране...
ВЕРОЯТНО ДАННАЯ СТАТЬЯ СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ, ОБЛАДАНИЕ КОТОРОЙ ОСЛАБИТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПРОСМОТРА, НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЮ ЛИЧНО ОЗНАКОМИТСЯ С ЛЕНТОЙ ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ!
Vanishing point / Исчезающая точка
Фильм 1971 года, режиссёра Ричарда Сарафьяна, снятый в жанре роуд-муви, о путешествии главного героя Ковальски по бескрайним просторам среднего запада. Следует добавить краткое описание завязки сюжета для тех кто проигнорировал предупреждение.
Завязка
В центре сюжета некто по фамилии Ковальски, в ремейке ему было дано имя Джеймс, но в оригинальном фильме кроме фамилии никакой личной информации не озвучивается и это послужило причиной одного «Забавного» момента. Ковальски работает перегонщиком машин, собственно с этого и начинается сюжет фильма. Ковальски закончив перегон Кадиллака приезжает на базу в Денвере сдаёт машину пригнанную только что из Сан-Франциско, это кстати догадка сделанная исходя из таинственной вступительной сцены, но об этом позже. Отказываясь от уговоров механика, остаться на ночевку для восстановления сил, Ковальски берётся за перегон очередного Авто. Им оказывается тот самый белый челенжер, и вот Ковальски разрезает ночную тишину Денвера звуком 440 Магнума (для тех кто не разбирается это двигатель который занимает в пространстве места больше чем среднестатистический взрослый человек, это ну очень мощный двигатель) по пути заезжая к драг-дилеру за порцией стимуляторов и заключая пари что доставит машину к трём часам дня в субботу, место вечера понедельника. Ковальски прижимает газ под действием азарта и «спидов» и не успев выехать за приделы Колорадо, не жилая останавливаться, провоцирует полицию на погоню, которая будет длится двое суток и протянется на три штата, и всю дорогу ему будут встречаться люди желающие ему помочь.
Действующие лица
Его прошлое известно довольно смутно как для зрителя, так и для остальных действующих лиц, но часть информации подается флешбеками героя и сводками полиции. Точно известно что Ковальски служил во Вьетнаме, но получил ранение и был отправлен в запас, так же за отличную службу получил медаль конгресса. Вернувшись на родину Ковальски решил продолжить служить стране и отправился в ряды полиции, довольно быстро получил звание детектива 3 ранга и так же быстро со скандалом уволен из полиции, данные в полиции засекречены, но по флешбеку становится явно, что Ковальски своей честностью и правильностью не вписывался в ряды прогнивших коррумпированных полицейских. Ковальски привыкший к адреналину и ещё более разочаровавшись в этом мире становится участником опасных гонок, в том числе на выживание и мотокросс. И за несколько лет до событий фильма начинает заниматься перегоном автомобилей.
Слепой диджей на радио KOW «ч.к. Кей Оу Даблю» вот ведь совпадение. По сути является вторым по значимости персонажем в фильме, но сказать про него что-то сложно, он просто свой парень и как может пытается помочь забредшей душе, создаёт своеобразный культ вокруг личности Ковальски.
От части этого персонажа можно назвать антагонистом, ведь это единственный полицейский, который гонится за Ковальски до самого конца, даже на территории другого штата, когда остальные полицейские прекращают погоню ровно на границах штатов и передают эстафету другому управлению. Так же устраивает нападение на Суперсоула за то что тот прослушивает полицейские чистоты и помогает Ковальски, а в последствии заставляя диджея отправить Ковальски в ловушку.
Старик спасающий Ковальски в пустыне Мохаве, зарабатывает на жизнь тем что меняет пойманых змей у сектантов на разного рода материальные ценности, и в последствие добывает бензин для героя. Старик хорошо знает пустыню и явно очень не простой человек, но он исчезает так же быстро как и появляется.
Молодой парень, да ещё и байкер, да ещё и в 70-х в Америке естественно он бунтарь, и естественно не мог не отреагировать на действия Ковальски, по этому узнав что Ковальски проезжает где-то рядом с его домом, выдвигается на дорогу. Он желает удачи Ковальски и предлагает любую помощь Ковальски отказывается, но потом таки просит его об одной услуге, достать стимуляторов (прежде чем осуждать попробуйте хотя бы сутки гнать на машине в +40 и без всяких примочек современного авто на подобии ГУР/ЭУР АВС и т.п.) и если вам кажется что подобная встреча в огромной пустыне это почти такое же нереальное совпадение как то, что название радиостанции на которой вещает Суперсоул это первые три буквы фамилии главного героя, то готовьтесь ведь дальше мы поговорим о молодой девушке хиппи. Она предстаёт в кадре голой и верхом на мотоцикле эмоции Ковальски лично мне определить не удалось в этот момент, но это все не особо важно, как говорится вернёмся «К нашим баранам». Оставшись с Ковальски один на один она как присуще молодежи того поколения предлагает Ковальски разного рода удовольствия от травки до удовольствий плотского характера, но Ковальски вежливо отказывается и просит обычную сигарету, девушка убегает в дом за сигаретами, а возвращается ещё с маленьким плакатом на котором вырезки из газет с фотографиями Ковальски, вот тут стоит пояснить Ковальски был уволен со службы потому что не дал своему напарнику изнасиловать несовершеннолетнюю любительницу травки, которая на отрез отказывалась говорить где она ее берет, да именно эта девушка и встретилась Ковальски в пустыне. Если сейчас у вас в голове мысли на подобии «Что это ещё за сказки?!?!» вспомните, что Звездные войны тоже по сути сказка, только космическая, но это никак не уменьшает значимость этих фильмов.
Иногда мне кажется, что они добавлены в сюжет что бы были хоть какие-то второстепенные персонажи и разбавляли этот микс из старых знакомых и прочих значимых персонажей, но факт есть факт они в фильме есть, и история их в том что они фиктивно поженились в Лас-Вегасе и ехали на медовый месяц в Сан-Франциско (это не очередное совпадение, просто этот город считается мировой столицей геев) их машина сломалась и они стали хичхайкерами, а так как движение в пустыне не то что бы очень оживленное, особенно днём, не очень удивительно что они встречают Ковальски, который видимо верующий в карму решает помочь им, так же как все вокруг помогают ему, но совокупность разных факторов приводит к тому что геи оказывается выброшены на дорогу, так им и надо! (Вот теперь гадайте это конкретные персонажи плохие или я гомофоб)
Есть ещё ряд второстепенных/третьестепенных персонажей, но основной костяк я обозначил.
Художественные особенности и неоднозначные моменты
Ну вот мы и подошли пожалуй к самому интересному, ранее я упомянул о Кадиллаке который перегонял герой в начале фильма и так же добавил что это лишь теория, сейчас об этом подробнее. Начать стоит с того что фильм стартует с финальной сцены, но она кардинально отличается от сцены показаной действительно в конце фильма, как бы странно это не звучало. Отличие заключается в том что Ковальски за считанные метры до того места где фильм закончится, так сказать до контрольной точки, останавливается и резко меняет своё направление на 180 градусов удаляясь в горизонт, естественно на встречу ему едут преследователи и он совершает похожий манёвр удаляясь на этот раз в пустыню, что бы отдышаться и перевести дух. Немного постояв и подумав Ковальски запрыгивает в челенжер и возвращается на трассу, и вот он мчится по дороге, а на встречу ему едет Кадиллак в момент когда машины проскочили друг-друга, но не успели разъехаться время останавливается, появляется надпись «Калифорния воскресенье 10:02 АМ» и белый челенжер растворяется в воздухе, и вот уже по дороге мчится только Кадиллак, далее мы видим темный Денвер, надпись «за два дня до этого» и Кадиллак подъезжает к конторе, в которой работает Ковальски, снизу подпись «Денвер Колорадо пятница 11:30 РМ», но в конце фильма мы видим как Ковальски с улыбкой на лице на полной скорости берет на таран бульдозеры преградившие дорогу в городе Циско, взрыв и подпись «Калифорния воскресенье 10:04 АМ». Естественно никаких объяснений фильм не предоставляет, тем самым давая нам самим додумать происходящие, а додумать есть что, ведь красной нитью сквозь всю ленту идёт религиозная тема, начиная с самого Ковальски, которого все воспринимают не иначе как миссию, а учитывая что произошло с кузовом автомобиля то и поза у Ковальски получится весьма известная (в случае если ему не оторвало какую-либо из конечностей), так же можно вспомнить старца странника наставившего так сказать героя на путь истинный, офицера полиции штата который как и Понтий Пилат поставил точку в жизни героя, ну и конечно Суперсоул, который далеко от Ковальски и хоть не видит что вокруг него, прекрасно видит путь герой и особенно конец этого пути, так же он всегда рядом с Ковальски практически не прерываясь поддерживая с ним связь по радио. И тут очень интересный момент однажды Суперсоул ведёт диалог с Ковальски по радио, но как мы знаем радио это связь односторонняя, но Диалог у них явный, и в тот момент все легко списывается на то что вопросы весьма банальны как и ответы, но позже когда Ковальски мчится в Циско и слушает другую радиостанцию Суперсоул пытается связаться с ним трижды говоря «Хелоу Ковальски» и понимая, что Ковальски его не слышит бросает эту затею. Это довольно легко объяснить вспомнив вступительную сцену, которая лично для меня показывает что Ковальски уже в другой машине именно по этому последние кадры где Ковальски улыбается сняты более крупно, что бы не было возможности опознать машину, и по этому в сценах показанных в титрах эксперты/криминалисты копаются удивленные в обломках, и Суперсоул который не может понять что произошло.
Хотя есть более простая версия. Ковальски просто устал жить в таком мире и нашёл для себя выход.
Эпилог
Да вы наверное подумали что я страдаю синдромом поиска глубинного смысла, там где его нет и быть не может, и будете правы потому как это малобюджетный фильм, который по сути своей является высокобюджетной, и очень элективной, рекламой «пони-кара» Dodge Challenger 1970, и именно по этому в финале горит Камаро один из его прямых конкурентов.
Пришло время прощаться, это был Даниил Шабаршин, канал Кей Оу Даблю, и хотелось бы закончить словами одного попугая...
Будте хорошими, увидимся завтра, я люблю вас.