Найти в Дзене

«Великий мастурбатор» как отражение скрытых фобий Сальвадора Дали

Лишь «Постоянство памяти», да, та самая картина с мягкими часами, обгоняет «Великого мастурбатора» по популярности. Однако именно эту картину мастер сюрреализма Сальвадор Дали наделил не только любимыми мотивами в живописи, но и своими подсознательными страхами. Что же скрывает в себе самое личное произведение испанского художника? В центре композиции расположен сильно деформированный профиль мужчины, похожий на профиль самого Дали, хотя очертания всё же напоминают скалу побережья Кадакес, находящегося в Каталонии. Она была одним из любимых изображений автора и довольно часто появлялась в его работах. Мужской профиль обращён вниз, где у самого рта нарисована саранча — перед этим насекомым художник испытывал необъяснимый страх на протяжении всей жизни. Кроме того, по ней и по центральной фигуре ползут муравьи, ещё один излюбленный мотив художника, обозначающий гниение и разложение. Вместе с тем на картине есть символ плодородия и самой жизни, воплощённый в яйце. Однако первое, что бро

Лишь «Постоянство памяти», да, та самая картина с мягкими часами, обгоняет «Великого мастурбатора» по популярности. Однако именно эту картину мастер сюрреализма Сальвадор Дали наделил не только любимыми мотивами в живописи, но и своими подсознательными страхами. Что же скрывает в себе самое личное произведение испанского художника?

Сальвадор Дали, “Великий мастурбатор”, 1929
Сальвадор Дали, “Великий мастурбатор”, 1929

В центре композиции расположен сильно деформированный профиль мужчины, похожий на профиль самого Дали, хотя очертания всё же напоминают скалу побережья Кадакес, находящегося в Каталонии. Она была одним из любимых изображений автора и довольно часто появлялась в его работах. Мужской профиль обращён вниз, где у самого рта нарисована саранча — перед этим насекомым художник испытывал необъяснимый страх на протяжении всей жизни. Кроме того, по ней и по центральной фигуре ползут муравьи, ещё один излюбленный мотив художника, обозначающий гниение и разложение. Вместе с тем на картине есть символ плодородия и самой жизни, воплощённый в яйце.

Однако первое, что бросается в глаза — это лицо женщины, в которой легко узнать возлюбленную и единственную музу сюрреалиста Галу. Она тянется к гениталиям мужчины, что изображён в правом верхнем углу в лёгком белье, по пояс и с кровоточащими коленями. Чтобы подчеркнуть эротизм, Дали также поместил в районе груди женщины каллы — цветы с фаллообразным пестиком. Помимо этого искусствоведы видят сходство «Великого мастурбатора» с фрагментом картины «Сад земных наслаждений», созданную Иеронимом Босхом.

Иероним Босх, фрагмент картины “Сад земных наслаждений”, 1500-1510
Иероним Босх, фрагмент картины “Сад земных наслаждений”, 1500-1510

Можно посчитать, что художник был безумным, и это творение является воплощением его больной фантазии. Но истоки картины гораздо глубже и лежат в подсознании гения.

В «Великом мастурбаторе» Дали изобразил своё неоднозначное отношение к сексу, который он всю жизнь воспринимал как акт страдания. Дело в том, что ещё в юности художник увидел иллюстрации гениталий, которые были обезображены различными венерическими болезнями. Как гласит легенда, отец Дали случайно оставил книгу с фотографиями на пианино, но именно эта случайность стала роковой и повлияла на сексуальную жизнь творца. Долгое время художник сторонился отношений с женщинам и предпочитал им онанизм, которого тоже впрочем страшился, хотя и посвятил этой теме ещё одну картину под названием «Содомское самоудовлетворение невинной девы».

Сальвадор Дали, “Содомское самоудовлетворение невинной девы”, 1954
Сальвадор Дали, “Содомское самоудовлетворение невинной девы”, 1954

Лишь в 25 лет он встретил Галу, возможно, единственную женщину, которую он полюбил по-настоящему, но которая также не спасла его от фобий. Более того, возлюбленные не были верны друг другу, и до сих пор доподлинно неизвестно, являлся ли художник гомосексуалом, а точнее бисексуалом. На протяжении пяти лет Сальвадор Дали имел очень близкие дружеские отношения с испанским драматургом и поэтом Федерико Гарсиа Лоркой, который не скрывал своих симпатий к мужскому полу. Тем не менее, историки говорят о том, что Дали вряд ли нравились мужчины. Собственно, с Лоркой их пути разошлись именно на этой почве: поэт видел в художнике объект воздыхания и сексуальных фантазий в то время, как Дали считал Лорку всего лишь близким другом. В конце концов, детские травмы настолько повлияли на психику сюрреалиста, что даже будучи гомосексуалом, он наверняка бы это тщательно скрывал.

И всё же у художника были необычные предпочтения в сексе. К примеру, Дали был склонен к вуайеризму, который считал совершенно нормальным для творца. Он действительно любил наблюдать, как другие люди занимаются сексом, и даже сам устраивал оргии, которые впоследствии прозвали «вечера у Дали». Во всех этих действиях художник видел живое воплощение сюрреализма и своеобразный перфоманс, который его вдохновлял на написание картин. Поэтому он наблюдал, но никогда не участвовал.

Картина «Великий мастурбатор» была настолько личной, что Дали до самой смерти хранил её в своей коллекции театра-музея в Фигерасе. И лишь позже шедевр стал достоянием Центра искусств королевы Софии в Мадриде.