Однажды, в зимний субботний вечер я пошел с друзьями на открытый показ кинофильмов ужасов. Располагалось место показа на улице Тверская, в одном из сталинских жилых подъездов с высокими потолками.
Забравшись на 5 этаж , где находился клуб любителей фильмов» "Кинолестница", мы всей веселой гурьбой заполнили предбанник, повесили куртки и на цыпочках пробрались в темноту следующего зала. В тусклом свете прожектора отражалось чуть раздраженное лицо нашего гуру кино Славика . Несмотря на каменное лицо и немного неряшливый вид , перед нами стоял человек широкой души и Мужик с большой буквы. Режиссер ( пока еще неизвестный, но ни в чем не уступающий великому Тарантино), историк кино, настоящий джентельмен и ярый фанатик магической школы Слизерин. Он даже походил на профессора Снейпа, но только внешне.
Славик подрабатывал преподавателем на курсах режиссуры в свободное от основной работы время. Его страстью всегда были фильмы хоррор всех сортов, от эталонов ужастики до самых низкобюджетных и неизвестных фильмов. Эта ходячая энциклопедия ужасов знал всю историю кинематографа, которая хоть как то задевает тему , способную напугать зрителя. Он даже пробовал ( и надеюсь продолжает пробовать ) снимать фильмы ужасов собственными руками.
Мне было очень необычно в первый раз посетить это место. В небольшой аудитории располагалось около трех десятков старых деревянных стульев, настолько старых и обшарпанных , что мне захотелось проверить их дозиметром. Складывалось ощущение что их притащили прямиком из Чернобыля. На радиоактивных стульях по большей части сидели дамы пенсионного возраста, 3-4 персонажа неопределенного возраст, и девушки всех мастей, от гламурных дам до забитых дурнушек.
Публика зрителей была пестрой даже в полутьме , в основном состоявшая из женщин. Но больше всего удивлял мальчик , сидевший в первых рядах. На стене высвечивались рекламные ролики фильма «шестое чувство». Славик рассказал вкратце о цикле показов вселенная ужасов. Каждую неделю он показывал кино определенного года 1997,1998 и т.д.)
Сначала я никак не мог понять как так получилось, что на достаточно жуткий фильм пришло так много разных людей? Это немного насторожило , но я не придал этому значения, так как мой сосед сбил меня с мысли, передав бутылочку Heineken (если ты любитель пива, то Heineken для тебя все равно, что "парабеллум" для Джеймса Бонда- всегда надо держать при себе)
и я переключился на экран предвкушая удовольствие от просмотра. Еще одним приятным и необычным бонусом этого клуба "Кинолестница" было то, что милосердный Славик разрешал приносить с собой алкоголь. Доверие такого масштаба может позволить себе только поистине авторитетный человек. И авторитет его действовал беспрекословно. Даже самые хулиганистые ребята из нашей компании вели себя смирно под его присмотром.
В этой непередаваемой атмосфере таинства и почитания начинался фильм. Славик становился за последний рядом стульев и когда начинался фильм , осуществлял синхронный перевод. Это особенность до сих пор меня удивляет, и почему-то вызывает уважение. Он так и не поделился с нами почему делает это каждый показ, отнекиваясь со скромной усмешкой.
Поначалу его голос очень смешил меня, и моя знакомая ( теперь уже моя любимая жена как 2 года) на меня шикала как гадюка в припадке, чтобы я успокоился. После нескольких минут подавляемый смех пропал, и я погрузился в в "Шестое чувство" как Иван Васильевич переместился на машине времени в палаты Ивана Грозного.
Казалось, Брюса Уилиса подстрелили прямо у меня на руках, а призраки , который видел одаренный главный герой, мелькали у меня за спиной. Было жутко и интересно. Рассказывать сюжет захватывающего дух фильма или сериала не в моих правилах ( я же не придурок какой-то заниматься спойлерством святых кинопленок!) , поэтому ограничусь следующей рекомендацией: если вам понравился "Астрал" или "Приведение" , не теряйте времени, посмотрите! И вообще, вам следует познакомиться с работами создателя "Шестое чувство" Найта Шьямалана - который является аналогом Стивену Кингу в кино.
По окончанию фильма включается свет, и я обнаруживаю что у многих глаза на мокром месте. Под впечатлением были все , даже мой друг недавний дембель, душа которого так огрубела за время службы, что в первые дни свободы для него армейские песни и русские сериалы "Глухарь" и "Мухтар" казались эталоном совершенства в искусстве.
В центр аудитории подошел Славик , и предложил каждому высказаться о своих впечатлениях. Тут началось самое поразительное: люди разных возрастов , абсолютно непохожих друг на друга одинаково горели глазами, живо что-то тараторили, соглашались или спорили, высказывали банальные либо оригинальные вещи. Несомненным осталось одно: все были возбуждены просмотром мистического триллера. Шум дебатов перебила мелодия из звездных войн с первого ряда - мальчику в забавных очках с толстыми линзами кто-то позвонил на телефон. Как выяснилось, это была его мама, и мальчик после нескольких фраз передал телефон Славику:
- Как математику не сделал?! Все Мария я вас предельно понял, уже выезжаем!
Славик сурово посмотрел на покрасневшего от стыда мальчугана, но сдержался и обратился ко всем:
-Друзья, дело пахнет керосином, давайте еще по вопросу и закругляемся. Я тогда вспомнил свое странное ощущение касательно окружения, почему так много разных людей, по своему поведению и виду собрались внутри этого зала?
- "Как вы думаете, почему здесь собралась такая разная аудитория?"
- " Наверное потому что бесплатно! пошутила мне дамочка за 60 и все добродушно засмеялись. Славик торжественно выдержал паузу и с чувством, благоговейно произнес: Всех объединяет то, что ужасы не подвластны жанрам, и они придают нам сил как вечно живым вампирам придает жизненную энергию кровь человека!
После сеанса я возвращался домой один пешком. Вид опустевшей улицы в ночи и большие хлопья снежинок кружащиеся на ветру в оранжевом огне ламп фонарных столбов располагали меня к размышлению. Так все же, почему такие разные люди пришли смотреть ужасы? В чем сила фильмов про магию , колдовство, страшных маньяков воскресших из ада и кровожадных вампиров? Почему мерзкие зомби и притягательные ведьмы с леденящими кровь призраками, всегда в топе среди всех жанров кино? Да и не только кино. Книги, истории, легенды и мифы почти всегда содержат элемент ужаса. Чего-то неопознанного, чего-то жутко интересного.
Я остановился прикурить у автобусной остановки. Взади раздался сухой громкий треск , я быстро оглянулся и впервые в жизни завопил как последняя девчонка. В растрескавшемся стекле Собянинской нанотехнологичной будки виднелась жуткая красная морда зверя с перекошенной челюстью. Глаза его были безумными, в красно-темных тонах нечто за тонким слоем стекла было похоже на демона из Преисподни. Демон ударил по стеклу еще раз , я в ужасе попятился назад. Его пугающие черты парализовали меня , а рот с острыми зубчиками неведомого существа расплылся в улыбке. Я не верил в то что, происходило, будто попал в звенящий кошмар, даже хотелось ущипнул себя.
-Ты че наркоман что ли? нечленораздельно послышалось за разбитым стеклом. Прикурить дай начальник.
Часть разбитого стекла осыпалась и я увидел в дыре обычного оборванца- дебошира. Выглядел он херово, но слава небесам, это был безобидный вурдалак , которого часто можно обнаружить среди московских вокзалов в компании бездомных. Не знаю почему, но я быстро подчинился и бросил пачку сигарет прямо в разбитое окно. Не помню чтобы после того случая хоть раз брал в рот сигарету.( это на заметку всем тем, как можно бросить курить в одну секунду) Я сразу же перешел на быстрый шаг в сторону дома.
В ту злопамятную ночь я не выключал свет в своей комнате, и укрылся как укрывался в детстве- под ноги подложил конец одеяла чтобы точно никакая тварь не забралась. Вспоминая весь тот ужас , как ветеран Вьетнама прокручивал травматическую встречу с нечто.
Пусть это и смешно и глупо, но на долю секунды я не сомневался- передо мной что-то реальное из мира ужасов кино, настоящее. Этот страх был настоящим, а не таким, когда его испытываешь, просматривая ужастик в уютном теплом кресле кинотеатра с кока-колой и соленым поп-корном. И тогда я понял великую магию ужасов. Все что происходит в кадре- происходит не с тобой. И если кого-то съедят или замучают, то не тебя. Это дает то сладостное ощущение на подсознательном уровне что тебя не съели, и ты своего рода исключение, которое избежало гибели. Даже некое всемогущество, правда это тяжело уловить человеку, который не испытывал реальный ужас.
Любовь к фильмам ужасов - это подсознательная тяга человека к самоутверждению своей неприкасаемости и возможности вечной жизни. Почти все ужасы связаны со смертью и с тем, что происходит после нее. Тогда я дал себе точный ответ почему фильмы ужасов объединяют нас всех. Пожилых и молодых, женщин и мужчин, даже детей , которые с нескрываемым восторгом щекочут друг другу нервы в детских лагерях страшилками про Пиковую даму. Кино дает нам иллюзию неприкасаемости для смерти, а ужасы свидетельствуют о возможности загробной жизни, пусть и не в самой лучшей форме
И по словам самого гуру кино Славика, жанр ужасов в кино универсален, и в нем можно постоянно экспериментировать. Никто вас не осудит, если вы добавите туда инопланетян, зомби, макаронного монстра , да что угодно. Это фабрика фантазий. Если взять жанр фильма , драму, комедию или боевик, то там есть четкие правила, за которые режиссер выйти не может. А в жанре ужасов может произойти все. И иногда этот жанр очень легко может перейти из мира иллюзий в мир реальный. Так что мой друг, не ходи по ночам в одиночку после просмотра фильмов ужасов. И уж тем более не смотри фильмы ужасов абсолютно один... Может быть , тебе повезет меньше чем мне, и ты встретишь что-то по настоящему немыслимое , вырвавшееся из зловонной канализации или упавшее из мрачного космоса , вышедшее из другого враждебного людям измерения, или воскресшее из Геены огненной вновь….