Мы все предвзяты
Большинство людей думают, что они менее предвзяты, чем средний показатель. Но так же, как мы все не можем быть лучше среднего, мы не можем быть менее предвзяты, чем средний человек. Хотя логунг - и успех - президентской кампании Барака Обамы - говорят о том, что Америка уходит от традиционных расовых разногласий и предрассудков, наверное, можно с уверенностью предположить, что у всех нас больше предрассудков, чем мы думаем.
Через мгновение после того, как мы увидели фотографию очевидно бездомного, мозг запускает последовательность реакций, характерных для отвращения и избегания.
Наука подсказывает, что большинство из нас даже половины не знает. 20-летняя история исследований в области "социальной неврологии" показывает, как именно автоматически и бессознательно действуют предрассудки. Как у членов общества с эгалитарными идеалами, у большинства американцев есть благие намерения. Но новые исследования говорят о том, что наш мозг и наши импульсы слишком часто предают нас. Это плохая новость.
Но вот хорошая новость: более поздние исследования показывают, что наши предрассудки не являются неизбежными; на самом деле они довольно пластичны и сформированы постоянно меняющейся смесью культурных убеждений и социальных обстоятельств. Несмотря на то, что нам, возможно, трудно скрывать предрассудки в отношении тех, кто кажется нам отличными от других и непривычными, преодолеть наши худшие побуждения и уменьшить эти предрассудки можно. Для этого требуются не только благие намерения, но и широкие социальные усилия, чтобы бросить вызов стереотипам и заставить людей работать вместе, преодолевая границы групп. Но важнейшим первым шагом является изучение биологических и психологических корней предрассудков.
Современные предрассудки
Вот первое, что нужно понять: современные предрассудки - это не предрассудки твоих бабушки и дедушки.
Старомодный расизм и сексизм были всем известны, потому что люди в основном говорили то, что думали. Черные были ленивыми, евреи - хитрыми, женщины - тупыми или стервозными. Современные эквиваленты, конечно, живут и здравствуют - вспомним нынешние представления о мексиканских иммигрантах как о преступниках (когда на самом деле уровень преступности в латиноамериканских кварталах ниже, чем у других этнических групп на сопоставимых социально-экономических уровнях).
Большинство оценок свидетельствует о том, что подобный вопиющий и безрассудный фанатизм сохраняется лишь среди 10 процентов граждан современных демократических государств.
Вопиющая предвзятость порождает преступления на почве ненависти, но, к счастью, они редки (хотя и не достаточно редки). По крайней мере, мы можем идентифицировать яркого фанатика.
Наши собственные предубеждения - и предрассудки наших детей и внуков, если мы не будем их искоренять, - приобретают более тонкую, неизученную форму. Нейронаука показала, что люди могут определить очевидную расу, пол и возраст другого человека за миллисекунды. В этом мгновение ока активируется сложная сеть стереотипов, эмоциональных предрассудков и поведенческих импульсов. Эти инстинктивные реакции не требуют сознательного фанатизма, хотя и усугубляются им.
Мгновенное отвращение
В одной лаборатории отобрали десятки образов социальных групп, которые в одно мгновение можно было идентифицировать: люди с ограниченными возможностями, пожилые люди, бездомные, наркоманы, богатые бизнесмены, американские олимпийские спортсмены. Исследователи попросили участников исследования рассказать, какие эмоции вызывают в них эти образы; как ученые и предсказывали, они сообщали о жалости (к инвалидам и пожилым людям), отвращении (к бездомным и наркоманам), зависти (бизнесменам) и гордости (спортсменам).
Затем других участников вставили в функциональный МРТ-сканер, чтобы они могли наблюдать за работой своего мозга, когда они смотрели на эти вызывающие эмоции фотографии. Например, через мгновение после того, как они увидели фотографию очевидно бездомного, мозг людей запустил последовательность реакций, характеризующихся отвращением и избеганием. Активизированные области включали в себя островковую долю, которая надежно связана с чувством отвращения к таким объектам, как мусор и человеческие отходы.
Примечательно, что фотографии бездомных не стимулировали области мозга, которые обычно активируются, когда люди думают о других людях или о самих себе. К бездомным (и наркоманам), эти области просто не удалось зажечь, как если бы люди наткнулись на кучу мусора.
Ученые были удивлены - не явным признаком отвращения, а тем, как легко это достигалось. Это были фотографии, в конце концов, не вонючих, шумных, навязчивых людей. Тем не менее, мы видели, как легко физические характеристики могли вызвать сильные, непосредственные и глубоко укоренившиеся эмоциональные реакции. Подобные результаты имеют очевидные последствия для расовых предрассудков, которые часто вызываются аналогичными поверхностными характеристиками. Действительно, большое количество недавних исследований показало, как наши инстинктивные предрассудки направлены на представителей других рас.
Продолжение следует