Найти в Дзене
Политика сегодня

Регионы против генно-модифицированной сои, но оправданно ли?

Благодаря селекции в сельском хозяйстве создали новые гибриды и сорта сельхозкультур с усиленными и полезными для человека свойствами. Однако развитие генетики открыло селекции дорогу в мутагенез, то есть к изменению ДНК растений. Так есть ли разница между селекцией и ГМО?

Если селекция требует много времени, выбирая и закрепляя полученные признаки, то трансгенный организм получается не из природы, а в лабораторных условиях. Искусственно трансген «приклеивают» к другому набору генов, что позволяет экономить деньги и время.

«По поводу угрозы для людей. Насколько мы знаем, до сих пор нет однозначно расцениваемых и бизнесом, и научным сообществом выводов, документально подтвержденных, о том, что ГМО продукты вредны для потребления людьми», — заверил глава Национального кормового союза Сергей Михнюк.

И Минсельхоз РФ поддержал допуск на российский рынок генно-модифицированной сои для кормов животных. Ведомство опирается на постановление правительства, которое приняли в апреле 2020 года.

Согласно документу, премьер-министр Михаил Мишустин до 1 января 2021 года освободил от государственной регистрации сои с ГМО для кормов, чтобы поддержать животноводов и не допустить роста себестоимости продукции. Безопасность генно-модифицированных соевых бобов и шрота (концентрированного корма) подтверждает Россельхознадзор.

-2
«Что касается постановления правительства, в соответствии с которым разрешили не регистрировать до 1 января 2021 года ГМО-сои, то здесь можно говорить, что, с одной стороны, уменьшатся цены на соевые продукты на рынке, но с другой — могут появиться лишние финансовые риски для отечественных компаний, которые, имея предварительные договоренности с Минсельхозом, включились в проекты по строительству сояперерабатывающих заводов», — добавил Михнюк.

Российские сельхозпредприятия выращивают сою, но пока не удовлетворяют внутренний спрос. Сейчас отечественный рынок обеспечивает потребность в сое только на 72 процента. Необходимый рынку объем, по информации Федеральной антимонопольной службы, составляет порядка пяти миллионов тонн.

По данным Минсельхоза, в 2019 году в России произвели 4,36 миллиона тонн сои, а к 2022 году производство планируется довести до 5,6 миллиона тонн. Стоит отметить, что на постоянной основе на российском рынке действуют семь компаний, а крупнейший агропромышленный холдинг по глубокой переработке масличных культур — калининградская ГК «Содружество».

Губернаторы Калининградской, Белгородской, Курской и Липецкой областей попросили кабмин отменить постановление, поскольку увидели риски как для местного производства, так и здоровья россиян. Регионы обеспокоил «бесконтрольный импорт» в РФ сои с ГМО, поэтому правительство поручило Минсельхозу рассмотреть вопрос. Ведомство ответило, что основания для отмены или приостановления действия документа «отсутствуют».

Главы регионов направили на имя министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева колективное письмо, в котором предупредили, что мера несвоевременно откроет доступ крупнейшим американским корпорациям, которые контролируют производство в странах Латинской Америки и Европе, к рынку стратегически важной для российского агропромышленного комплекса продукции.

Если латиноамериканские производители начнут продавать соевый шрот по искусственно заниженным ценам, тогда РФ грозит как срыв реализации отечественных проектов по производству сои, так и ущерб продовольственной безопасности и социально-экономическому положению сельских жителей.

«Данное постановление дает определенное послабление, с моей точки зрения, носящее тектонический характер. Что я имею ввиду — Минсельхоз поддержал инициативу правительства, чем дал условно зеленый цвет ГМО продуктам в целом, а не только сои. Дальше можно предположить, что последует следующая волна ГМО послаблений по другим группам товаров, которые тоже используются в кормопроизводстве», — не исключил Михнюк.