Найти в Дзене

Брянцам разъяснили порядок исправления и изменения записи акта гражданского состояния

Акты гражданского состояния – действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан (ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об актах гражданского состояния»). Государственная регистрация актов гражданского состояния играет важную роль, поскольку фиксирует особые события: появление на свет ребенка, свадьба, развод и так далее.

В определенных случаях у гражданина может возникнуть необходимость внести изменения и исправить актовую запись. Действующее законодательство подразделяет неправильности записи актов гражданского состояния на две группы в зависимости от обстоятельств, послуживших причиной их появления:

1) исправление актовой записи - устранение неточностей в актовой записи субъективной ошибки, совершенной работником органа, полномочного совершать соответствующие записи;
2) изменение актовой записи, которую необходимо внести на основании обстоятельств, возникших после совершения изменяемой записи. Законом определен четкий перечень оснований для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния.

К ним относятся:
- запись об удочерении/усыновлении (например, изменение сведений о новых матери и отце, фамилии усыновленного);
- запись об установлении отцовства (изменение информации об отце, отчестве и фамилии);
- запись акта о перемене имени;
- судебное решение (оно бесспорно и обязательно к исполнению);
- решение органа опеки об изменении имени или фамилии ребенка;
- заявление совершеннолетнего гражданина об изменении сведений о родителе в свидетельстве о рождении если мать или отец сменил имя;
- заявление матери об изменении в свидетельстве о рождении информации об отце в случае, если с отцом ребенка не женаты;
- документ правоохранительных органов об установлении личности погибшего, смерть которого оформлена как неизвестного;
- документ о смерти незаконно репрессированного и потом реабилитированного;
- заключение органа ЗАГС, если в записи указаны не все сведения, допущены ошибки или предъявлены документы о смене пола, при наличии справки.

Для того, чтобы сотрудники уполномоченного органа внесли исправления, гражданин, заинтересованный в этом, должен подать заявление с обязательным проставлением в нем даты составления и его подписи. Заявление подается заинтересованным лицом в орган записи актов гражданского состояния по месту его жительства или по месту хранения записи, подлежащей исправлению или изменению. В заявлении обязательно нужно указать: точные данные заявителя и реквизиты документа, в который необходимо внести исправления. Также прикладываются свидетельство, которое нужно заменить и документы, подтверждающие необходимость исправлений.

В случае, если свидетельство утеряно, об этом делается запись в заявлении. За внесение исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, включая выдачу свидетельства, взимается государственная пошлина. Оплату необходимо произвести до подачи заявления. Поданное обращение рассматривается специалистом в срок, не превышающий один месяц. При необходимости увеличения срока руководитель органа может это сделать, но не больше, чем на 2 месяца. Если, по мнению специалиста, оснований недостаточно, заявителю будет отказано. Ответ готовится в письменной форме с указанием причины. Все поданные документы возвращаются заявителю. При положительном решении запись исправляется, а гражданину выдается новое свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области.