В этой статье я хочу вам предложить несколько упражнений для развития интеллектуальной и волевой готовности к школе. Но сначала давайте определимся, какие же именно умения мы будем развивать.
Эмоционально-волевая готовность:
- Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия;
- Умение ориентироваться на заданную систему требований;
- Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- Умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.
Интеллектуальная готовность:
- Умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира;
- Умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности
- Умение сравнивать, выделять сходное и отличное;
- Умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;
- Усвоение нового правила;
- Перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное.
А теперь постарайтесь выполнить с детьми упражнения, расположенные ниже.
Разминка «Слово на ладошке»
«Я найду слова везде, и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слово!» Давайте поищем слова в.....воде (рыбы, водоросли, ракушки, камешки). Так как все дети у нас будущие школьники, давайте поищем слова в портфеле.
Установление связей
Ребенок должен закончить предложение, которое вы начинаете. Он должен попытаться установить взаимно-обратную связь между величинами или размещением предметов в пространстве.
- - линейка длиннее карандаша, а карандаш … (короче, чем линейка)
- - лампа стоит на столе, а стол… (под лампой)
- - Дима выше Саши, а Саша… (ниже Димы)
- - арбуз больше яблока, а яблоко… (меньше арбуза)
- - кукла лежит ближе к тебе, а собачка… (дальше)
«Группируем предметы»
Направлено на умение группировать предметы по определённому признаку.
Например: чашка, тарелка, сумка, хлеб, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш.
Я буду называть определённый признак, а вы должны подобрать группу подходящих предметов к этому признаку.
- металлические предметы,
- съедобные,
- тяжелые,
- мягкие,
- белые,
- круглые,
- длинные,
- деревянные,
- маленькие,
- прямоугольные,
- которые можно повесить.
«Действия с фигурами»
Направлено на развитие произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия.
«Нарисуйте в ряд 7 одинаковых кругов (квадратов или др.). Инструкция: «Будьте внимательными, закрасьте сверху вниз первый, третий и шестой круги». Можно усложнить задание, не закрасить, а заштриховать, назвать определённые цвет для штриховки, направление.
«Раскрась кубики» - на развитие логического мышления.
Раскрасьте кубики так, чтобы синий был левее красного, а красный левее зелёного.
Раскрасьте кубики так, чтобы красный был между синим и зелёным, и синий был ниже красного.
«Слушаем и рисуем»
Развитие слухового внимания, умения действовать по инструкции.
Детям необходимо прослушать рассказ и нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание.
«В воскресенье слепил Дед Мороз трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один снеговик получился большой, другой - поменьше, а третий – совсем крохотный. Руки первого и второго – снежные комки, а у третьего – из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков. Первому в руки дал метлу, второму – почтовую сумку, а третьему не чего не дал».
«Самый главный человек»
Сейчас, заглянув в коробочку вы увидите портрет самого главного человека в мире.
(Ребенок заглядывает в коробку, видит там собственное отображение в зеркале и делает вывод, что самый главный человек на земле – это он).
Такие игры способствуют развитию у детей предпосылок универсальных учебных действий, а также развитию эмоционально-волевой сферы необходимой для успешного обучения в школе.
Успехов Вам! Пусть обучение будет с увлечением!
Оцените пожалуйста мои старания! Следите за моими статьями и они помогут Вам и Вашим деткам подготовиться к школе!