Найти в Дзене
Pianorooms Hobby

Истории поющего тростника.

Флейта один из самых любимых музыкальных инструментов во всём мире. Но чаще всего в нашем представлении её нежный певучий голос ассоциируется с наигрышами пастуха или протяжными мелодиями далёкого прошлого. Скорее мы можем представить себе этот благородный инструмент в мире академической музыки среди других оркестровых музыкальных инструментов, нежели на эстрадной сцене, в союзе с ударной установкой и электрогитарой… Но, в действительности, флейта настолько универсальна, что её применение охватывает огромный жанрово-стилистический диапазон – буквально от «Барокко до Рока». Справедливости ради скажем, что флейта появилась задолго до эпохи Барокко. Среди находок археологов встречаются флейты, датируемые не одним десятком тысяч лет до нашей эры! Как правило, они выполнены из кости и, конечно, очень примитивны по конструкции. Дошедшие до наших дней культурные артефакты древних цивилизаций содержат множество изображений разнообразных флейт. Но, к сожалению, доподлинно не известно, какую
Оглавление
https://aprosh.livejournal.com/556885.html
https://aprosh.livejournal.com/556885.html

Флейта один из самых любимых музыкальных инструментов во всём мире. Но чаще всего в нашем представлении её нежный певучий голос ассоциируется с наигрышами пастуха или протяжными мелодиями далёкого прошлого. Скорее мы можем представить себе этот благородный инструмент в мире академической музыки среди других оркестровых музыкальных инструментов, нежели на эстрадной сцене, в союзе с ударной установкой и электрогитарой…

Но, в действительности, флейта настолько универсальна, что её применение охватывает огромный жанрово-стилистический диапазон – буквально от «Барокко до Рока».

Справедливости ради скажем, что флейта появилась задолго до эпохи Барокко. Среди находок археологов встречаются флейты, датируемые не одним десятком тысяч лет до нашей эры! Как правило, они выполнены из кости и, конечно, очень примитивны по конструкции. Дошедшие до наших дней культурные артефакты древних цивилизаций содержат множество изображений разнообразных флейт. Но, к сожалению, доподлинно не известно, какую музыку исполняли на этих инструментах. Сохранившихся письменных источников крайне мало, и расшифровать их иногда попросту невозможно. Поэтому музыка древности всё ещё остаётся предметом спора для учёных, и белым пятном на мировой музыкальной карте.

Ещё не так давно (буквально столетие назад) музыка Средних веков также представлялась музыкантам и музыковедам «Terra Incognita». Но возрастающий интерес к историческому исполнительству и достаточно большое количество письменных источников помогают воспроизвести картину Средневековой музыки довольно точно.

Один из самых известных на сегодняшний день флейтистов, занимающихся «реконструкцией» средневековой музыки – немецкий музыкант и композитор Норберт Роденкирхен (Norbert Rodenkirchen).

Впрочем, если Вы захотите научиться играть также как господин Роденкирхен, сделать это будет не так уж и просто… Для начала стоит отметить, что в массовом производстве нет инструментов, соответствующих средневековым моделям. К тому же, найти преподавателя практикующего профессиональное исполнительство на средневековой флейте будет нелегко.

Совсем другое дело флейта эпохи Барокко (траверс-флейта)! Игру на этом инструменте уже давно и успешно практикуют во всём мире. В России есть даже профессиональное образование, включающее игру на траверсе. Флейту эпохи Барокко среди прочего осваивают студенты Факультета Исторического и Современного Исполнительского Искусства Московской Консерватории. Услышать траверс-флейту можно как в камерных, так и в больших залах, соло или в составе ансамблей старинной музыки.

Интересный факт: поперечная флейта, которую принято называть Ирландской и барочная траверс-флейта это один и тот же инструмент!

Представить себе ирландскую музыку без флейты сложно. Однако привычное для нас звучание этой музыкальной традиции сложилось только в XIX веке. В этот период в Европе начинают изготавливать поперечные флейты из металла. Старые деревянные инструменты «барочной» конструкции, прежде доступные только высшему обществу, и звучавшие в дорогих музыкальных салонах выходят из употребления и попадают в среду менее обеспеченных людей. Так траверс-флейта становиться неотъемлемой частью народной музыки Британских островов.

«Одетая» в железо в XIX веке флейта приобретает новые технические и выразительные возможности. Со временем производство удешевляется, инструмент становится доступнее, и продолжает свою экспансию в музыкальном мире.

Звонкий «голос» флейты – настоящее украшение латиноамериканской музыки. Непривычно сиплым и глухим звуком, напоминающим традиционное «cante hondo» («глубокое пение») играют южно-испанскую музыку фламенко.

Двадцатый век – век записи звука и колоссального тиражирования.

Благодаря пластинке блюз и джаз очень скоро перестают быть элитарным искусством, и приобретают массовую популярность. Весь мир «болеет» новомодной музыкой, а сам джаз интенсивно развивается, и обогащается новыми красками. В частности, джазмены, привыкшие к трубам и саксофонам, теперь берут в руки флейту.

В каждой культуре, в каждом музыкальном направлении флейта звучит по своему, а в массовой популярной музыке и вовсе раскрывается самым неожиданным образом!

Известный американский флейтист и композитор Роберт Дик (Robert Dick), работающий на стыке классической, этнической, электронной и джазовой музыки изобретательно усовершенствует свою флейту для имитации традиционного блюзового звучания в композиции "Sliding Life Blues"

Уже в 50-х флейта всё чаще появляется в блюз-роке, джаз-роке, а в 60-х и 70-х становится на ряду с гитарой и барабанной установкой полноправным рок-инструментом, не оставляя в стороне такие направления как прогрессивный, психоделический, фолк и арт-рок. В песнях легендарной британской рок-группы Джетро Талл (Jethro Tull), флейта играет не менее важную роль, чем вокал. Для солиста группы – Иэна Андерсона (Ian Scott Anderson) флейта это фактически второй голос.

Энергичное и даже агрессивное звучание флейты, найденное в рок музыке, усиливается в хип-хоп культуре. Появившееся не так давно направление «beatbox flute» буквально обескураживает! Здесь ударный бит и мелодия исполняются флейтистом одновременно.

Флейта – яркий, красочный, многогранный инструмент.

Она популярна и любима не только во всех уголках мира, но и во все времена. Адаптируясь к новым жанрам и направлениям в музыке, флейта становится неотъемлемой частью совершенно разных культурных традиций.

Подумайте, какую музыку Вы любите больше всего? - Вы смогли бы сыграть её на флейте!)))

Будьте здоровы и наслаждайтесь музыкой вместе с нами!

Другие интересные статьи:

На чем можно научиться играть на самоизоляции? Музыка наше спасение от уныния!

Плакать или смеяться? Музыка вытащит из депрессии в самоизоляции!

Действенная и приятная профилактика коронавируса

Текст: Ольга Путкова - педагог по флейте школы музыки PIANOROOMS Hobby

_______________________________________________________________________________________

Наш сайт: www.pianoroomshobby.ru

Вопросы, замечания, пожелания и предложения присылайте, пожалуйста, на почту hobby@pianorooms.ru

Хотите спорить в комментариях? - мы только ЗА! Спорьте, пожалуйста, фактами (с указанием первоисточника и ссылки на него).