В таких случаях принято говорить: «Отшумели праздничные мероприятия»… Действительно, отшумели… Железнодорожники БАМовских станций от Лены до Комсомольска-на-Амуре вошли в привычный ритм. И ничто, кроме подновлённых БАМовских мемориалов не напоминает о том, что с 4 по 8 июля по всему протяжению бывшей комсомольско – молодёжной стройки многотысячный коллектив строителей и железнодорожников праздновал свой юбилей – 45-ти летие с начала строительства.
В таких случаях принято говорить: «Отшумели праздничные мероприятия»… Действительно, отшумели… Железнодорожники БАМовских станций от Лены до Комсомольска-на-Амуре вошли в привычный ритм. И ничто, кроме подновлённых БАМовских мемориалов не напоминает о том, что с 4 по 8 июля по всему протяжению бывшей комсомольско – молодёжной стройки многотысячный коллектив строителей и железнодорожников праздновал свой юбилей – 45-ти летие с начала строительства.
Этому сопутствовала огромная подготовительная работа. А основным организатором праздника стало ОАО «РЖД». Волевое решение: «Празднику быть!», было принято на самом высоком уровне. По всем станциям, значимым , с точки зрения СМИ, проехали бригады телевизионных и газетных журналистов. По городам и весям, на вокзалах были установлены экраны, на которых демонстрировались исторические и современные видеоматериалы о трудовых буднях и жизни на великой стройке современности.
Этому сопутствовала огромная подготовительная работа. А основным организатором праздника стало ОАО «РЖД». Волевое решение: «Празднику быть!», было принято на самом высоком уровне. По всем станциям, значимым , с точки зрения СМИ, проехали бригады телевизионных и газетных журналистов. По городам и весям, на вокзалах были установлены экраны, на которых демонстрировались исторические и современные видеоматериалы о трудовых буднях и жизни на великой стройке современности.
Трудно переоценить влияние этого уникального явления в нашей стране. Никогда не устану повторять, что строительство Байкало-Амурской магистрали это одна из самых героических страниц истории нашей страны во второй половине двадцатого столетия. Массовый героизм, которым прославилась эта стройка, до сих пор не оценен по достоинству. На этом полигоне была выкована сибирскими морозами и жарой новая людская порода под названием – БАМовцы. Она отличается от всех других тем, что здесь не важно, какая национальность досталась тебе при рождении. Ты строил БАМ, ты вводил его в эксплуатацию.
Трудно переоценить влияние этого уникального явления в нашей стране. Никогда не устану повторять, что строительство Байкало-Амурской магистрали это одна из самых героических страниц истории нашей страны во второй половине двадцатого столетия. Массовый героизм, которым прославилась эта стройка, до сих пор не оценен по достоинству. На этом полигоне была выкована сибирскими морозами и жарой новая людская порода под названием – БАМовцы. Она отличается от всех других тем, что здесь не важно, какая национальность досталась тебе при рождении. Ты строил БАМ, ты вводил его в эксплуатацию.
В сложнейших климатических, ландшафтных, бытовых условиях ты остался настоящим человеком, который не подводил и трудился с полной отдачей, подчас сверх человеческих сил. Ничего не требуя взамен, не рассчитывая на блага и дивиденды в будущем. Поэтому ты – свой, ты –БАМовец.
В сложнейших климатических, ландшафтных, бытовых условиях ты остался настоящим человеком, который не подводил и трудился с полной отдачей, подчас сверх человеческих сил. Ничего не требуя взамен, не рассчитывая на блага и дивиденды в будущем. Поэтому ты – свой, ты –БАМовец.
Однажды один из докторов поликлиники рождённого БАМом города, сказал мне такую фразу, рассказывая о том, как сложно и трудно работать современным медикам, в условиях малого города: «Тут ещё есть БАМовцы, которые приходят и требуют к себе особого отношения…» Сначала я не обратил на эту фразу внимания, но в памяти она засела… А позже пришла мысль – простая, понятная в этой своей сермяжной простоте: «А была бы поликлиника, город, станция, была бы вся эта магистраль, если бы не этот человек, называющий себя «БАМОвец»?!?!?! » И моё БАМовское сердце царапнула тихая обида за всех этих людей, которые свою молодость, здоровье и силы отдали будущему с этим молодым, красивым, докторским лицом. БАМовцы не ждут благодарности, но они вправе требовать к себе особого отношения от тех, кто пользуется сейчас результатами их труда. Тем более никаких льгот они не имеют.
Однажды один из докторов поликлиники рождённого БАМом города, сказал мне такую фразу, рассказывая о том, как сложно и трудно работать современным медикам, в условиях малого города: «Тут ещё есть БАМовцы, которые приходят и требуют к себе особого отношения…» Сначала я не обратил на эту фразу внимания, но в памяти она засела… А позже пришла мысль – простая, понятная в этой своей сермяжной простоте: «А была бы поликлиника, город, станция, была бы вся эта магистраль, если бы не этот человек, называющий себя «БАМОвец»?!?!?! » И моё БАМовское сердце царапнула тихая обида за всех этих людей, которые свою молодость, здоровье и силы отдали будущему с этим молодым, красивым, докторским лицом. БАМовцы не ждут благодарности, но они вправе требовать к себе особого отношения от тех, кто пользуется сейчас результатами их труда. Тем более никаких льгот они не имеют.
Второй вопрос прозвучал от человека, который приехал в город не так давно и истории строительства нашего города не касался. Он поставил вопрос так: «Вот десантников, даже в гражданке, я могу отличить от других людей. А БАМовцы, чем они отличаются от всех остальных? Какие характерные признаки, по которым их можно узнать?»
Второй вопрос прозвучал от человека, который приехал в город не так давно и истории строительства нашего города не касался. Он поставил вопрос так: «Вот десантников, даже в гражданке, я могу отличить от других людей. А БАМовцы, чем они отличаются от всех остальных? Какие характерные признаки, по которым их можно узнать?»
Я ответил примерно такими словами: «По городу ходишь, людей замечаешь?» - Да.
- Видел людей, которые плохо двигаются?
- Да.
Я ответил примерно такими словами: «По городу ходишь, людей замечаешь?» - Да.
- Видел людей, которые плохо двигаются?
- Да.
- Так это и есть настоящие БАМовцы. Они за десять лет строительства столько здоровья потеряли на полотне, за первые годы ввода в эксплуатацию сложнейшей по климату, рельефу и ландшафту, трассы столько трудностей претерпели, что средний возраст их жизни колеблется 50-60 лет. Убедить в этом могут цифры жизни на памятниках на нашем и, любом БАМовском, кладбище. Только статистики на этот счёт никто не ведёт, к величайшему сожалению.
- Так это и есть настоящие БАМовцы. Они за десять лет строительства столько здоровья потеряли на полотне, за первые годы ввода в эксплуатацию сложнейшей по климату, рельефу и ландшафту, трассы столько трудностей претерпели, что средний возраст их жизни колеблется 50-60 лет. Убедить в этом могут цифры жизни на памятниках на нашем и, любом БАМовском, кладбище. Только статистики на этот счёт никто не ведёт, к величайшему сожалению.
А веду это я к тому, что нынче прогуливаясь по стране от Тайги, через Москву до Санкт Петербурга, а после в Новосибирск, я сделал для себя небольшое, но неприятное, открытие – памяти о строительстве Байкало-Амурской магистрали в нашей стране явно недостаточно.
А веду это я к тому, что нынче прогуливаясь по стране от Тайги, через Москву до Санкт Петербурга, а после в Новосибирск, я сделал для себя небольшое, но неприятное, открытие – памяти о строительстве Байкало-Амурской магистрали в нашей стране явно недостаточно.
Мы ищем национальную идею всей страной, в нынешнем безыдейном пространстве и времени. А вот она - прямо на ладони, перед глазами - память, которая связывает всю страну воедино – общие воспоминания и мемориалы в память о величайшей стройке социализма.
Мы ищем национальную идею всей страной, в нынешнем безыдейном пространстве и времени. А вот она - прямо на ладони, перед глазами - память, которая связывает всю страну воедино – общие воспоминания и мемориалы в память о величайшей стройке социализма.
К этому уже есть небольшие подвижки – на стене Ярославского вокзала установлена мемориальная доска в память об отправке комсомольских отрядов на строительство БАМ прямо с ХV11 съезда ВЛКСМ.
К этому уже есть небольшие подвижки – на стене Ярославского вокзала установлена мемориальная доска в память об отправке комсомольских отрядов на строительство БАМ прямо с ХV11 съезда ВЛКСМ.
Такие доски могут без всякой натяжки быть установлены на всех вокзалах бывшего Советского Союза, откуда уезжали на БАМ посланцы республик, строить свою дорогу, дорогу в Будущее.
Такие доски могут без всякой натяжки быть установлены на всех вокзалах бывшего Советского Союза, откуда уезжали на БАМ посланцы республик, строить свою дорогу, дорогу в Будущее.
В Санкт Петербурге, в Государственном музее Железнодорожного транспорта России, на экспозиции посвящённой БАМу, я с удивлением прочёл, что БАМу исполнилось 40 лет. Таким образом, получается, что главный музей железнодорожного транспорта России не отследил, не отреагировал на прошедший юбилей никоим образом. Хотя возможностей у таких организаций гораздо больше. Тем более, что город на Неве был не просто городом, пославшим своих лучших сыновей на стройку века. Он стал и родителем одного их уникальных БАМовских городов – (Новогоднего) Северобайкальска. Институт «ЛенГИПРОПРОЕКТ» был задействован в изысканиях и проектировании большого ряда БАМовских объектов. А если учесть, что БАМовцев в Северной Пальмире живёт много, то при музее есть возможность организовать союз строителей БАМа, который мог проводить большую воспитательную и историческую работу.
В Санкт Петербурге, в Государственном музее Железнодорожного транспорта России, на экспозиции посвящённой БАМу, я с удивлением прочёл, что БАМу исполнилось 40 лет. Таким образом, получается, что главный музей железнодорожного транспорта России не отследил, не отреагировал на прошедший юбилей никоим образом. Хотя возможностей у таких организаций гораздо больше. Тем более, что город на Неве был не просто городом, пославшим своих лучших сыновей на стройку века. Он стал и родителем одного их уникальных БАМовских городов – (Новогоднего) Северобайкальска. Институт «ЛенГИПРОПРОЕКТ» был задействован в изысканиях и проектировании большого ряда БАМовских объектов. А если учесть, что БАМовцев в Северной Пальмире живёт много, то при музее есть возможность организовать союз строителей БАМа, который мог проводить большую воспитательную и историческую работу.
Ведь если рассуждать не предвзято, то сегодня каждый первопроходец, строитель и железнодорожник, участвовавший в пуске в эксплуатацию БАМовских объектов – реальный, живой свидетель огромного исторического события и сумма личных историй каждого строителя и эксплуатационника – бесценна, она представляет большой исторический интерес, не говоря уже о личных архивах свидетелей и участников этих событий.
Ведь если рассуждать не предвзято, то сегодня каждый первопроходец, строитель и железнодорожник, участвовавший в пуске в эксплуатацию БАМовских объектов – реальный, живой свидетель огромного исторического события и сумма личных историй каждого строителя и эксплуатационника – бесценна, она представляет большой исторический интерес, не говоря уже о личных архивах свидетелей и участников этих событий.
Далее волею судеб я оказался в музее истории Западно-Сибирской железной дороги. Правда называется это теперь не музеем, а Центром Исторической Памяти, если я запомнил правильно… Большого смысла в этом переименовании, я не усмотрел, но в таких случаях задача посетителя не рассуждать, а принимать то, что видишь, как данность. Музей, экспозиция мне понравились, с умом, с выдумкой, размещены экспонаты. Технически замечательно оснащена…
Далее волею судеб я оказался в музее истории Западно-Сибирской железной дороги. Правда называется это теперь не музеем, а Центром Исторической Памяти, если я запомнил правильно… Большого смысла в этом переименовании, я не усмотрел, но в таких случаях задача посетителя не рассуждать, а принимать то, что видишь, как данность. Музей, экспозиция мне понравились, с умом, с выдумкой, размещены экспонаты. Технически замечательно оснащена…
Но вновь моё БАМовское сердце, острым коготочком царапнула обида – материалов о БАМе немного, один стенд, расположенный так, что при самостоятельном посещении без экскурсовода, его легко НЕ заметить…
Но вновь моё БАМовское сердце, острым коготочком царапнула обида – материалов о БАМе немного, один стенд, расположенный так, что при самостоятельном посещении без экскурсовода, его легко НЕ заметить…
И это в городе, где на сегодняшний день живёт множество строителей и железнодорожников БАМа. Город, исторически очень тесно связан с комсомольско-молодёжной стройкой. Город, в котором располагается институт ЗАПСИБГИПРОПРОЕКТ, немало потрудившийся для БАМа. И вновь я отметил для себя отсутствие живого интереса к истории самой молодой в России железной дороги…
И это в городе, где на сегодняшний день живёт множество строителей и железнодорожников БАМа. Город, исторически очень тесно связан с комсомольско-молодёжной стройкой. Город, в котором располагается институт ЗАПСИБГИПРОПРОЕКТ, немало потрудившийся для БАМа. И вновь я отметил для себя отсутствие живого интереса к истории самой молодой в России железной дороги…
Я, искренне благодарен всем устроителям и участникам летних праздников, прошумевшим по городам магистрали - Северобайкальску, Тынде… Но послевкусие праздника остаётся несколько горьковатым от понимания того, что история БАМа уходит вместе с БАМовцами, их с каждым годом становится меньше. А это реальные, живые герои своего времени. Герои, которые хранят в своей памяти неповторимые, личные истории строительства БАМа.
Я, искренне благодарен всем устроителям и участникам летних праздников, прошумевшим по городам магистрали - Северобайкальску, Тынде… Но послевкусие праздника остаётся несколько горьковатым от понимания того, что история БАМа уходит вместе с БАМовцами, их с каждым годом становится меньше. А это реальные, живые герои своего времени. Герои, которые хранят в своей памяти неповторимые, личные истории строительства БАМа.
И хочется помечтать о том времени, когда вся Россия будет праздновать День БАМовца, и дети, внуки тех, кто строил БАМ, будут искренне гордиться тем, что их деды были героями этого мирного, народного, трудового подвига.
И хочется помечтать о том времени, когда вся Россия будет праздновать День БАМовца, и дети, внуки тех, кто строил БАМ, будут искренне гордиться тем, что их деды были героями этого мирного, народного, трудового подвига.
Когда мемориальные доски – с узнаваемыми лицами будут висеть на стенах вокзалов России и ближнего зарубежья. А города обретут новые названия улиц с именами героев социалистического труда: Петра Лакомова в Тайшете,
Вячеслава Аксёнова в Красноярске,
Александра Бондаря и Леонида Казакова в Москве,
Дмитрия Огородничука в Северобайкальске,
Ивана Варшавского в Тынде.
И это не полный список, его можно и нужно продолжать…
Когда мемориальные доски – с узнаваемыми лицами будут висеть на стенах вокзалов России и ближнего зарубежья. А города обретут новые названия улиц с именами героев социалистического труда: Петра Лакомова в Тайшете,
Вячеслава Аксёнова в Красноярске,
Александра Бондаря и Леонида Казакова в Москве,
Дмитрия Огородничука в Северобайкальске,
Ивана Варшавского в Тынде.
И это не полный список, его можно и нужно продолжать…
По БАМу пойдут туристические поезда с остановками на уникальных станциях, построенных с такой любовью республиками и областями Советского Союза. Как было бы здорово - возродить шефское движение, между станциями БАМа и теми республиками и городами, которые их строили. А само золотое слово БАМ – вернётся в жизнь Российских Железных Дорог.
По БАМу пойдут туристические поезда с остановками на уникальных станциях, построенных с такой любовью республиками и областями Советского Союза. Как было бы здорово - возродить шефское движение, между станциями БАМа и теми республиками и городами, которые их строили. А само золотое слово БАМ – вернётся в жизнь Российских Железных Дорог.
На картах городов, которые отправляли на стройку века своих посланцев, на предприятиях, которые обеспечивали бесперебойную и ритмичную работу появились бы новые названия скверов, площадей, памятников и мемориалов посвященных тем, кто работал честно на благо страны, на благо будущего на Байкало-Амурской магистрали.. И политически важно повсеместное, обязательное упоминание, что строила БАМ вся огромная держава, от тех, кто шил спец.одежду для строителей и эксплуатационников, посылал книги в организующиеся библиотеки, производил и отправлял строительные материалы, до тех, кто изготавливал рельсы и шпалы будущей магистрали.
На картах городов, которые отправляли на стройку века своих посланцев, на предприятиях, которые обеспечивали бесперебойную и ритмичную работу появились бы новые названия скверов, площадей, памятников и мемориалов посвященных тем, кто работал честно на благо страны, на благо будущего на Байкало-Амурской магистрали.. И политически важно повсеместное, обязательное упоминание, что строила БАМ вся огромная держава, от тех, кто шил спец.одежду для строителей и эксплуатационников, посылал книги в организующиеся библиотеки, производил и отправлял строительные материалы, до тех, кто изготавливал рельсы и шпалы будущей магистрали.
Мечты должны сбываться. И хотелось бы ещё в этой жизни увидеть своими глазами, хотя бы маленькую толику того, о чём мечтается после уходящего в историю 45-летнего юбилея.
Мечты должны сбываться. И хотелось бы ещё в этой жизни увидеть своими глазами, хотя бы маленькую толику того, о чём мечтается после уходящего в историю 45-летнего юбилея.
Ведь если вдуматься до следующего юбилея осталось не так уж много времени. И если очень постараться, то многое можно успеть. Золотой юбилей БАМа – хороший повод вспомнить о том, что вместе мы непобедимы.
Ведь если вдуматься до следующего юбилея осталось не так уж много времени. И если очень постараться, то многое можно успеть. Золотой юбилей БАМа – хороший повод вспомнить о том, что вместе мы непобедимы.