Найти тему
Интересные статьи

Какая часть из нас знает, что правильно, а что нет. часть 2

Шимпанзе во время исследования работали на угощение. И во время тестов они никогда активно не делились этой наградой со своими партнерами, даже когда обе обезьяны должны были работать вместе, чтобы получить угощение.

Поэтому даже самые маленькие дети признают сотрудничество и награждают его, делясь им поровну, говорит Хаманн. Эта способность, добавляет она, вероятно, связана с нашей древней потребностью сотрудничать, чтобы выжить.

Дети развивают то, что мы называем совестью, двумя способами, заключает она. Они учатся основным социальным правилам и ожиданиям взрослых. И они практикуются в применении этих правил со своими сверстниками. Подобные взаимодействия, подозревает Хаманн, могут помочь детям развить совесть.

Нападение на нечистую совесть

Приятно делать хорошие вещи. Делиться и помогать часто вызывает хорошие чувства. Мы испытываем сострадание к другим, гордость за хорошо выполненную работу и чувство справедливости.

Но бесполезное поведение - или неспособность исправить проблему, которую мы создали - заставляет большинство людей чувствовать вину, смущение или даже страх за свою репутацию. И эти чувства развиваются рано, как у дошкольников.

В некоторых исследованиях рассматривалось, как зрачки глаз расширяются в определенных ситуациях в качестве возможного доказательства того, что кто-то чувствует вину или стыд - возможные подсказки для его совести на работе.

Роберт Гепах работает в Лейпцигском университете в Германии. Но раньше он работал в Институте эволюционной антропологии Макса Планка. Тогда он работал с Амришей Вайш в Школе медицины Университета Вирджинии в Шарлотсвилле. В одном из исследований 2017 года они изучали глаза детей, чтобы оценить, насколько плохо они чувствовали себя в той или иной ситуации.

Они сосредоточились на учениках ребенка. Это черные круги в центре глаз. Ученики расширяются или становятся шире при слабом освещении. Они также могут расширяться в других ситуациях. Одна из таких ситуаций - это когда люди чувствуют заботу о других или хотят им помочь. Поэтому ученые могут измерить изменения в диаметре зрачка, как один из признаков того, что эмоциональное состояние человека изменилось. В их случае Гепач и Вайш использовали расширение зрачка для изучения того, чувствовали ли себя плохо (и, возможно, виноваты) маленькие дети после того, как подумали, что они стали причиной несчастного случая.

Они заставляли двух- и трехлетних детей строить рельсы, чтобы поезд мог поехать к взрослому в комнате. Затем взрослые попросили детей доставить им чашку воды с помощью этого поезда. Каждый ребенок поставил чашку, наполненную цветной водой, в вагон поезда. Затем малыш сидел перед экраном компьютера, на котором были видны рельсы поезда. Скрытый под монитором глазок трекера измерял зрачки ребенка.

В половине испытаний ребенок нажимал на кнопку, чтобы запустить поезд. В другой половине, второй взрослый нажимал на кнопку. В каждом случае поезд опрокидывался, проливая воду до того, как он добрался до места назначения. Казалось, что эта авария произошла по вине того, кто запустил поезд.

Исследования показывают, что даже совсем маленькие дети могут чувствовать себя виноватыми в том, что устроили беспорядок. Они также могут чувствовать себя лучше, если смогут помочь убрать беспорядок.

В некоторых испытаниях ребенку разрешили достать бумажные полотенца, чтобы убрать беспорядок. В других, взрослый сначала схватил полотенца. Затем, в конце каждого испытания, во второй раз измеряли учеников ребенка.

https://www.canva.com/design/DAD8iU0iyhI/Gttf4C5CRUsl_sZEtGKozA/edit
https://www.canva.com/design/DAD8iU0iyhI/Gttf4C5CRUsl_sZEtGKozA/edit

У детей, у которых была возможность убрать беспорядок, в конце было меньше учеников, чем у детей, которые не могли помочь. Это правда, независимо от того, был ли ребенок "причиной" несчастного случая. Но когда взрослый убирал беспорядок, который, как думал ребенок, он причинил, то после этого у ребенка все еще были расширенные зрачки. Это говорит о том, что эти дети, возможно, чувствовали себя виноватыми в том, что устроили беспорядок, говорят исследователи. Если бы взрослый убирал за собой, у ребенка не было бы шансов исправить то, что он сделал неправильно. Это оставило их чувствовать себя плохо.

Объясняет Гепач: "Мы хотим быть теми, кто помогает. Мы останемся разочарованными, если кто-то другой исправит вред, который мы (случайно) причинили". Одним из признаков этой вины или разочарования может быть расширение зрачка.

https://www.canva.com/design/DAD8iU0iyhI/Gttf4C5CRUsl_sZEtGKozA/edit
https://www.canva.com/design/DAD8iU0iyhI/Gttf4C5CRUsl_sZEtGKozA/edit

"С самого раннего возраста у детей есть основное чувство вины", - добавляет Вайш. "Они знают, когда причинили кому-то боль", - говорит она. "Они также знают, что для них важно снова все исправить".

Чувство вины - это важная эмоция, отмечает она. И она начинает играть роль на ранней стадии жизни. По ее словам, с возрастом чувство вины может усложниться. Они начинают чувствовать вину за то, чего они не сделали, но должны. Или они могут чувствовать вину, когда думают о том, чтобы сделать что-то плохое.

Продолжение следует...