Найти тему
Критическое мышление

Как противостоять манипулятору в общении

Социальные ситуации (ситуации общения) являются одними из самых важных в нашей жизни — часто важнее всего остального. Как защититься от манипуляции? Ниже — несколько расхожих приёмов, которые применяют манипуляторы. Подобные приёмы, как это ни смешно, часто преподносятся как «психологические лайфхаки», то есть «полезные советы».

Интересно, что приёмы манипуляции абсолютно универсальны. Начальник, пытающийся «мягкими угрозами» заставить подчинённого сделать то, что тот делать вовсе не обязан, будет использовать те же самые приёмы, что и гопник, отжимающий у вас мобилу в подворотне.

Рецепты противостояния просты: говорите спокойно и честно, в чём сомневаетесь, что вам мешает и что вас не устраивает. Если вы почувствовали угрозу, немедленно поинтересуйтесь, с какой целью вам угрожают, называя тем самым вещи «своими именами».

  • Когда манипулятору нужна услуга, он говорит «мне нужна ваша помощь». Разница между «услугой» и «помощью» очевидна, но как легко бывает выдать одно за другое! Здесь расчёт на то, что вы не захотите быть плохим человеком, отказывающим в помощи, но окажете на самом деле совершенно необязательную (с точки зрения морали) в этой ситуации услугу. Скажите прямо, что вас просят об услуге, а вовсе не о помощи, и поинтересуйтесь, насколько реально необходима такая услуга просящему.
  • Люди обычно фокусируются на эмоциях, а не на предмете. Как говорят, «люди могут забыть то, что вы говорите, но они никогда не забудут, что вы заставляете их чувствовать». Есть много способов превратить скучный разговор в увлекательный и интригующий: красочные паузы в рассказе, театральные модуляции в голосе (понижение интонации голоса в конце предложений), попытка втянуть слушателя в «эмоциональное путешествие» и тому подобное. Чтобы противостоять манипулятору, сфокусируйтесь на предмете, вычленяйте и отбрасывайте эмоции. Скажите прямо, что эмоциональные оценки в данном случае не важны и являются лишними.
  • Иногда говорят, что уверенность важнее знаний — «прикидывайся, пока не сделаешь». Вы уверены в себе, если считаете, что уверены в себе, вы привлекательны, если считаете, что привлекательны, и так далее. Если манипулятор «заигрался», скажите ему об этом прямо. Вежливо предложите ему продемонстрировать или доказать свои навыки, и так далее.
  • Разгадывайте язык тела: открытые, самоуверенные позы манипулятора, постоянный зрительный контакт. Эти позы могут быть умышленной игрой. Вы можете прямо спросить, зачем вас сверлят взглядом. Вы также можете прямо сказать, что вам неудобно сидеть (стоять), если манипулятор занял физически слишком много места рядом с вами, мешает вам, и так далее.
  • Эффект Бена Франклина — человек, который сделал кому-то одолжение, с большей вероятностью сделает этому человеку ещё одно одолжение в следующий раз, тем самым «оправдывая» или «подкрепляя» свой предыдущий поступок, его правильность и даже необходимость. Если вас просят о крайне незначительном одолжении, во второй раз могут попросить уже о гораздо более значительном. Поинтересуйтесь, насколько обоснована просьба, даже если она на первый взгляд незначительна. Классический приём манипулятора: «Хочешь подружиться с кем-то, с кем не разговариваешь? Попроси у него карандаш на время.»
  • Приём, противоположный предыдущему: неуместно большая просьба, которая при отказе быстро заменяется на более скромную. Расчёт на то, что на более скромную просьбу вы ответите согласием, чтобы «загладить вину» предыдущего отказа. Рецепт тот же: поинтересуйтесь, насколько обоснована вторая просьба.
  • Манипулятор ставит своего собеседника перед ложным выбором, предлагая выбрать между плохим и очень плохим. Скажите прямо, что выбор является ложным, и вас не устраивают оба варианта.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц