Найти тему

Влияние пандемии на преступность в мире. В России.

Коронавирус воздействует на общество и экономическую ситуацию. Но не меньший эффект эпидемия оказывает на организованную преступность и нелегальный рынок.

Рецессия фактически гарантируется мировому сообществу. А между тем на фоне эпидемии уже сейчас меняются и криминальные рынки. Так, пока деятельность одних замедлилась из-за закрытия границ, другие пользуются спросом на товары и услуги и захватывают доступ к жизненно важным ресурсам. Силы безопасности заняты контролем за режимом изоляции. Чем ниже легитимность полиции, тем менее эффективны меры в этом направлении. Пока ресурс уходит на поддержание порядка, фокус внимания смещен с ОПГ.

Что вызывает изменения в преступном мире:

  • рост спроса на ряд товаров, в том числе на защитное снаряжение и фарм продукцию, и параллельное падение их поставок
  • падение мобильности населения и закрытие границ
  • увеличенный спрос на цифровые решения, в том числе и на удалённую работу
  • рост тревожности населения
  • правоохранители заняты контролем за карантином

Сдерживание или новый старт?

Коронавирус замедляет и сдерживает организованную преступную деятельность, отмечают эксперты. Об этом свидетельствует целый ряд примеров. Так, в Сальвадоре после введения ограничительных мер резко сократилось число убийств, о такой же тенденции на фоне социальной изоляции сообщили на Балканах. В Боснии, где одной из главных проблем является угон автомобилей, потенциальные воры сообщают о том, что труднее угонять автомобили, когда передвижение ограничили, а на улицах нет людей.

Но это лишь краткосрочные последствия, прогнозируют эксперты. Незаконная деятельность быстро восстанавливается, чтобы удовлетворить как старый, так и новый спрос. Преступные группы могут использовать коронавирус как окно для расширения масштабов деятельности, уверены международные эксперты. Сейчас госинституты находятся под давлением, ведь они вынуждены справляться с остановившейся экономикой, нагрузкой на здравоохранение и необходимостью принятия политических решений. А внимание силовые структуры сконцентрировали на «вирусных мерах». Это поддержание режима изоляции или логистики.

Ситуация в России

В России ряд тенденций совпадает с западными. Как и за рубежом, в РФ прогнозируют усиление роли полиции. На днях стало известно, что правительство уже внесло в Госдуму законопроект, который предлагает дать право полицейским вскрывать автомобили, проникать в жилище, а также оцеплять территории. 

Омбудсмен Татьяна Москалькова говорила, что с 10 апреля количество случаев бытового насилия в России выросло в 2,5 раза. О значительном росте числа жалоб на домашнее насилие в период режима самоизоляции говорили и депутаты Госдумы Оксана Пушкина, Ирина Роднина и Ольга Севастьянова. Они обратились к вице-премьеру Татьяне Голиковой с просьбой принять срочные меры. Однако в МВД считают, что ситуация другая: в ведомстве настаивают, что в апреле 2020 года зарегистрировали на 9% меньше случаев бытового насилия, чем в апреле прошлого года.

Мошенники тоже освоили «вирусную» тематику. Например, злоумышленники стали предлагать россиянам поддельные экспресс-тесты и препараты от коронавирусной инфекции. Также ВТБ раскрыл схему мошенничества с ваучерами за отмененный авиарейс.

Киберпреступники создали более 10 000 фейковых ресурсов, связанных с темой пандемии коронавируса, посчитали эксперты.

"Реализация" пандемии в разных странах:

В Албании думают, что если полицейские заняты соблюдением изоляции, то у жителей будет время выращивать каннабис. У властей просто нет ресурса, чтобы этому помешать.

В ЮАР Национальный резервный банк предупредил о мошенниках, придумавших креативный способ грабить население: они выдают себя за сотрудников банка, «собирающего» банкноты, которые, как они утверждают, заражены вирусом.

В Кении продают поддельные наборы для тестирования коронавируса. Полиция проводит рейды.

В Швейцарии преступники грабят жителей так: называют себя представителями госучреждений и просят доступ к имуществу, чтобы провести дезинфекцию.

Коронавирусная политика: эффекты

Организация выделила несколько неявных последствий, к которым может привести сегодняшняя коронавирусная политика государств. Первое из них – повышенный уровень риска для уязвимых групп, зависящих от преступников. Также закрытие на долгое время школ, развлекательных и общественных центров может подтолкнуть молодежь к участию в ОПГ, предупреждают исследователи.

-2

Пандемия – экзамен на эффективность власти всех уровней, а ее итоги в ближайшей перспективе окажутся значимым политическим фактором, считают авторы доклада. Уже очевидно, что эпидемия влияет на уголовное правосудие и может вызвать радикальную перестройку в работе полиции. При закрытых судах полиция вынуждена брать на себя новую функцию – самостоятельно определять, надо ли заключать преступника под стражу или будет достаточно предупреждения, отмечено в докладе. Также во многих странах полицейские оказались чуть ли не единственными, кто поддерживает не только порядок, но и живые контакты между членами общества. В итоге значимым для эффективности государства оказывается доверие к правоохранительным органам.

В бедных странах при ослаблении или развале государственных институтов их место могут занять ОПГ, предупреждают исследователи, сначала фактически, а потом и юридически, могут превратиться во власть на всех уровнях. Власти, обращаясь к криминальным сетям за помощью, могут использовать ОПГ для достижения главной цели – это прекращение пандемии и поддержание спокойствия. 

COVID-19 станет переломным моментом в изменении облика уголовного правосудия и роли государства в целом, а также динамики глобальной криминальной экономики, делают вывод исследователи. Они предлагают ряд политических инициатив в области реагирования на организованную преступность и на ее пересечение с пандемией.