Найти тему
Доктор Мадорский

Диагностика шизофрении

Бурю в комментариях вызвала моя статья на эту тему перспективности помощи при шизофрении. Многие комментаторы пишут о том, что диагноз шизофрении ставится наобум, исходя из того, что надумалось психиатру. Это не так, вернее, не должно быть так в нормальной, качественной психиатрии.

Диагностика шизофрении, действительно, по-разному производится представителями различных научных школ. Нынешняя классификация болезней МКБ-10 построена на описании отдельных симптомов (расстройства мышления, бред, галлюцинации, чудаковатое поведение, стремление к одиночеству и бездеятельности). К сожалению, этот подход не рассматривает развитие болезни в динамике, из-за чего сильно страдают точность и доказательность диагноза.

С моей точки зрения, более доказательным является подход старой немецкой школы Крепелина – Блёйлера, творчески развитый Снежневским и моим учителем А.О. Бухановским. Он предусматривает постановку диагноза шизофрении по выявлению специфических расстройств воли и мышления: апатии, переменчивости волевого импульса – амбивалентности, ассоциативной разорванности мышления, потери желания и способности общаться – аутизации, постепенно прогрессирующие без адекватного лечения.

Шизофрению надо отделять от исходно, с рождения, существовавшего детского аутизма, и шизоидности, как личностного расстройства со склонностью к самокопанию и рефлексии в ущерб действиям во внешнем мире, которое, опять же, было с человеком с рождения и никуда, в отличие от шизофрении, не прогрессирует и часто, с годами, при накоплении жизненного опыта, в какой-то степени компенсируется). Эти расстройства, при отсутствии адекватного лечения и реабилитации, прогрессируют, приводя к развитию той или иной степени выраженности шизофренического слабоумия, при котором, в отличие от классического старческого слабоумия, нет снижения интеллекта.

Типичный вариант такого слабоумия выглядит так: высокий, худощавый молодой человек с маскообразным, немного сальным лицом, выходит по настоянию своей мамы, с которой он живёт, гулять во двор. Гуляя, описывает стереотипные, как-бы ритуальные круги. При попытке заговорить с ним – отвечает бессвязной мешаниной из слов, речь монотонная, без интонаций. Потом садится на скамеечку и подолгу и с интересом читает журнал «Вопросы философии». Он когда-то активно занимался шахматами, и сейчас может пойти в городской парк туда, где собираются шахматисты. В шахматы он по-прежнему играет на высоком уровне, но не развивает этот навык (впрочем, как и другие). Он ни с кем не общается и не работает. Он застыл в своём патологическом шизофреническом трансе, как муха в янтаре.

-2

Безусловно, не все случаи шизофрении прогрессируют настолько. Главный критерий диагностики – наличие сдвига: жил один человек- весёлый, общительный, активный, и вдруг постепенно становится другим – апатичным, с неадекватностью мышления и волевого импульса, существенно сокращается круг общения. При этом в психологическом тестировании по специальной процедуре (так называемом экспериментально-психологическом исследовании) выявляются характерные изменения мотивации и мышления. Человек начинает путать главное и второстепенное.

Выявление этого сдвига в сочетании с соответствующими шизофрении расстройствами мышления и оказывается достаточно доказательными признаками, позволяющими диагностировать шизофренический процесс.

В современной классификации МКБ-10 к шизофрении не относят формы, протекающие без психотических расстройств, относя их к шизотипическому расстройству. Но, кроме необходимости обрыва психоза, с моей точки зрения, суть процесса и методики его коррекции от этого особо не меняются. Так же несколько натянуто выглядит выделение других психотических расстройств категории F20-F29 МКБ-10 «Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства». Главное – не диагностическая бирочка, а умение психиатра и психотерапевта подробно разобраться в сути происходящего с больным, отличить, какие расстройства прогрессируют по каким механизмам, что и открывает реальные возможности для полноценной коррекции эндогенных заболеваний шизофренического спектра.

Так что диагностика шизофрении, на самом деле, достаточно точный, научно обоснованный процесс, если им заниматься правильно. А бестолковых врачей, как и инженеров, сантехников, правителей, у нас всегда хватало. В России, как известно, 2 беды – дураки и дороги. И дураки – это не мои любимые пациенты с шизофренией – они вообще сплошь и рядом люди с очень высоким интеллектом, только заболели немного и запутались, нередко – не без посторонней помощи…

Как именно, исходя из моей практики, стоит лечить и реабилитировать шизофрению – напишу подробнее в последующих статьях.

Спасибо всем за комментарии, они помогают точнее понять, о чём стоит написать.

Ещё на эту тему:

О «неизлечимости» шизофрении

Лечение и реабилитация шизофрении – постановка задачи

Основные принципы лечения и реабилитации шизофрении

Две шизофренички

Запись на прием: +7 929 817-24-24
Адрес: пр. Ворошиловский, 69/73
Сайт:
madorskiy.ru/...cial_brand