Фанатскую экономику называют культурно-экономическим феноменом Азии. Главная сила этого явления – бескрайняя по своим размерам любовь азиатских подростков к поп-исполнителям и поп-исполнительницам. Сердце фанатской экономики – это Китай. Раньше всю свою любовь китайцы отдавали корейским исполнителям, но с развитием отечественного шоу-бизнеса и ограничения гастрольной деятельности k-pop исполнителей в Поднебесной, львиная доля фанатов сосредоточила свое внимание на отечественных звездах (айдолах).
Китайские фанаты – это сила! Они могут спровоцировать ожесточенные войны в социальных сетях и отправить изображения любимых айдолов в космос. В дни выхода новых альбомов или в день рождения любимого артиста они размещают баннеры своего кумира в Нью-Йорке на Таймс-Сквер или в Лондоне на Пикадилли. Они в силах даже расстроить Ариану Гранде, обеспечив своим любимцам первенство в чартах iTunes в США — не говоря уже о том, что приносят миллионы долларов дохода. Что представляет собой так называемая «фанатская экономика» и как она работает?
Разберемся в понятиях. Кто такие айдолы? Это молодые, преимущественно подросткового возраста медиа-персоны (как правило, поп исполнители) с привлекательным, часто по-детски чистым имиджем. Это могут быть сольные или групповые девичьи или мальчиковые проекты. Для фанатов айдол - сродни божеству. У каждого айдола имеется свой фандом (неформальное субкультурное сообщество, участников которого объединяет всесокрушающая любовь к одному айдолу или группе айдолов). Главная площадка для общения - интернет.
Фандомный блок в интернет представляет собой огромную силу. На первый взгляд, это явление выглядит несерьезно, поскольку предполагается, что оно ограничено фанатами-подростками и их небольшими карманными деньгами. Но по факту китайская «фанатская экономика» превратилась в самостоятельную индустрию, которая построена на переменчивой любви фанатов к айдолам, а также на сложной паутине, сплетенной из артистов, агентов, социальных сетей и онлайн-видео платформ.
Для того чтобы оценить порядок цифр в фанатской экономике, приведем пример. На голосование в телевизионном реалити-шоу Produce 101 (с участием юных артистов-трейни) китайские поклонники потратили более 20 миллионов юаней за первый сезон и более 40 миллионов юаней за второй сезон. Данные цифры можно рассматривать как базовые применительно к популярным китайским фан-клубам.
Фандома имеют определенную структуру, состоящую из формальных отделов, таких как: управленческий, дизайнерский, копирайтерский, информационный, финансовый, представительский, а также отделы по контролю комментариев и по связям с общественностью. Фандома выходят за пределы онлайн зоны, поддерживая офлайновые мероприятия любимых артистов: концерты, фан-митинги, презентации и т.д. Тысячи фанатов в этих клубах согласованно координируют онлайн и офлайн работу, чтобы поддержать своего кумира и сделать его или ее более привлекательным и влиятельным для зрителей и брендов. Члены группы из представительского отдела часто отправляются в аэропорт, чтобы поприветствовать или проводить своих любимцев, как правило, большими толпами, чем создают немалую головную боль службам безопасности и полиции.
Некоторые фанаты становятся фотографами, делая снимки крупных планов, где бы не находился их кумир. Один из примеров фанатской экономики – веб-сайты и аккаунты в социальных сетях, специализирующиеся на последних новостях, фото и видео айдолов. Количество подобных ресурсов доходит до тысячи и более. В среднем каждый такой фотограф-фанат делает в год не менее 10000 фото минимум 15-ти артистов. Один веб-ресурс в среднем зарабатывает до 15 000 юаней (около 150 тыс. рублей) в неделю, продавая эксклюзивные фотографии фанатам. Еще один популярный способ монетизации в этой области - создание печатных фотобуков айдолов.
Прибыв в китайский аэропорт и увидев огромную толпу кричащих фанатов, можно не сомневаться — вам посчастливилось приземлиться одновременно с суперзвездой. Некоторые фанаты заходят так далеко,что покупают самые дешевые авиабилеты, чтобы пройти через охрану и таможню и сделать фотографии айдола с самого близкого расстояния. Даже если артист получит VIP-пропуск в аэропорту, ему все равно не избежать внимания фан-групп. Поклонники с финансовыми средствами покупают билет на тот же рейс и того же класса, чтобы в качестве пассажира попасть в один салон с кумиром.
В Интернете наиболее важными стандартами измерения популярности знаменитости является количество репостов, лайков и комментариев в самой крупной китайской социальной сети — Sina Weibo. Это сфера деятельности информационного отдела фандомов. Благодаря неустанным усилиям этой подгруппы нет ничего удивительного в том, что пост айдола в Weibo собирает миллионы репостов. Например, видео Цай Сю Кунь из группы Nine Percent, собрал 10,3 миллиона репостов и почти 13 миллионов лайков.
Чтобы увеличить количество лайков, организуются блоки голосования в сети. Ну и, разумеется, дело не обходиться без поддельных и подставных учетных записей, а также хакерских атак на сервер конкурентов. Когда дело доходит до рейтингов на Weibo, вопрос, остается ли кумир в «Списке популярных новых звезд» платформы или же переместится в еще более влиятельный «Список влиятельных звезд» (трендовые списки, которые поддерживают популярность знаменитости в социальных сетях), становится самым важным. В этот момент фанаты готовы на все. Речь идет о благополучии кумира. 30 миллионов репостов на Weibo от онлайновой фан-базы айдола – лучший аргумент в пользу артиста для любого рекламодателя.
Все вспомогательные расходы на такие мероприятия покрываются членскими взносами, рекламой, спонсорством и прямым финансированием участников фандома. Существуют даже специальные онлайн приложения для сбора средств. Стоит открыть приложение для финансирования, такое как Owhat, и можно увидеть, насколько удобно фанам делать микропожертвования на вечеринку по случаю дня рождения айдола или грядущий альбом. Фанатские группы также собирают пожертвования для грандиозной рекламы на видных местах, от автобусных остановок в китайских городах до Таймс-сквер в Нью-Йорке и других знаковых мест в мировых столицах.
Согласно проведенному исследованию, каждый топ фан-клуб ежегодно собирает миллионы юаней. Очевидно, что только люди, у которых есть деньги, управленческие способности и отраслевые связи, могут эффективно руководить подобными фандомами. Другими словами, этими коммерческими организациями давно уже управляют профессионалы, а не подростки. По сути, фан-группы — это компании, работающие на добровольной основе, чьи сотрудники могут никогда не встретиться, общаясь только через интернет. Вся система построена на доверии и общей страсти к любимому артисту-айдолу. Однако, это делает фан-бизнес очень уязвимым. Эту неформальную отрасль уже обвиняли в наличии подставных учетных записей, в сбыте продукции с завышенными ценами, а также имели место многочисленные случаи, когда лидеры фандомов сбегали с фондами фанатов, покупая себе новые автомобили или дома.
В век «фанатской экономики» поклонники тратят все больше денег и времени на своих кумиров, но, одновременно, они становятся все более влиятельными в индустрии. На сегодняшний день именно фанаты создают айдолов. Не удивительно, что продюсерские компании все активнее сотрудничают с фандомами для более успешного продвижения своих артистов. Делятся с фан-клубами эксклюзивным фото и видео контентом, обеспечивают их участие в фан-митингах и концертах, привлекают к продвижению альбомов. Сегодня сила бренда айдола напрямую зависит от количества и активности его фанатов и мощи его фандома.