Потомок шотландских королей, сподвижник императора-антихриста Петра 1, ученый и солдат Яков Вилимович Брюс, оставил неизгладимый след в мифологии Москвы.
В то время, когда юный царь развлекался с потешными полками, Брюс принимал участие в походе князя Голицына на Крым. Затем с государем укрывался в Троице-Сергиевой Лавре от людей царевны Софьи, за что был обласкан и повышен в звании. Сопровождал Петра 1 в «Великом посольстве». Принимал участие в Северной войне со Швецией, затем заведовал книгопечатанием в Москве.
После смерти Петра вышел в отставку в чине генерал-фельдмаршала.
Истиной страстью Якова Брюса была наука. Он занимался астрономией, был естествоиспытателем, его библиотека насчитывала более полутора тысяч томов. Брюс обустроил обсерваторию для наблюдения за небесными светилами при Навигатской школе, в Москве, в Сухаревой башне. Неудивительно, что такой человек стал в глазах народа колдуном и чернокнижником. Корни этой молвы восходят к тому времени, когда в Сухаревой башне собиралось «Нептуново общество» под предводительством Франца Лефорта, куда входил в числе прочих и Яков Брюс. Москвичи стали подмечать, что по ночам из окон башни исходит подозрительный свет — ясно, что там занимаются колдовством.
За Брюсом закрепилась слава чернокнижника. В числе прочего, молва уверяла, что у Брюса есть особая книга, ранее принадлежавшая ветхозаветному царю Соломону, которая открывала ему все тайны. По своему хотению он мог узнать например, что делается в другой части света, или найти утерянную вещь. А поскольку Яков Брюс опасался, что эта книга может попасть в чужие руки, то перед смертью замуровал ее в одной из стен Сухаревой башни. Ходили толки, что темными ночами Брюс летает над Москвой на огромном черном вороне. Поговаривали, ему ведомо точное количество светил на небе, а если, к примеру, рассыпать горох, то колдун сразу скажет точное число горошин. Приписывалось Якову Брюсу и создание эликсира бессмертия. Сказывали, будто бы он приказал своему слуге после смерти побрызгать себя этим эликсиром, но слуга по случайности разбил флакон, и жидкости хватило лишь на одну руку. После его смерти в Сухаревой башне по приказу Екатерины 1 был произведен обыск, но ни живой воды, ни волшебной книги не нашли. В покоях Брюса были обнаружены только его заметки, да различные снадобья.
Яков Брюс был похоронен в Немецкой слободе в Москве в 1735 году. В начале ХХ века кирха, в которой покоился прах колдуна, была снесена, а его бренные останки были переданы в лабораторию М. Герасимова (того самого, который разработал метод восстановления внешнего облика человека по его костным останкам). И вот тут начинается настоящая мистика: говорят, что одна рука Брюса оказалась нетленной!!! Впрочем, теперь с полной достоверностью нам этого не узнать: останки со временем без следов исчезли.
Однако и до сих пор поздние прохожие ощущают тревожный холодок, когда глубоко за полночь проходят по Сухаревской площади, там, где в высокой башне творил свои нечестивые опыты чародей Яков Брюс.