Найти в Дзене
СамЭлектрик.ру

Почему сгорел НОВЫЙ софтстартер?

Оглавление

Недавно был случай в цеху, пришлось применять огнетушитель. Выбегаем - дым из силового шкафа! Обесточили производственную линию, начали разбираться.

Расследование было запутанным, с несколькими заинтересованными сторонами.

Полня версия статьи тут: https://samelectric.ru/promyshlennoe-2/k-chemu-privodit-otsutstvie-teplovoj-zashhity-dvigatelya.html

Мощный двигатель. Как запустить без последствий?

Итак, предыстория такова. На подаче производственной линии стоит у нас насос вакуума. Если коротко - двигатель со специальной крыльчаткой, который создает разрежение для захвата заготовки и подачи её в линию.

Корень проблемы в том, что мощность двигателя 22 кВт, и пускать его напрямую может только неадекватный электрик.

Линия старая, сделана в Швеции в 1980 г, и исходно двигатель пускался через схему "Звезда-треугольник", которая стала совсем дряхлой.

Про схему "Звезда-Треугольник" на Дзене у меня несколько статей, вот итоговая.

Плавный пуск

Конечно, пришла светлая мысль - нужен электронный пускатель. Точнее - софтстартер. В итоге поставили УПП АВВ, подобный тому, как я описывал в статье Применение софтстартера (УПП) для насоса.

Внешний вид и подключение можно посмотреть в статье по ссылке, а я приведу лишь шильдик установленного софтстартера:

Защита двигателя

Неприятная особенность этого УПП - у него вообще нет защиты. Ни от перегрузки, ни от КЗ.

Поэтому было решено поставить тепловое реле.

Почему не автомат защиты двигателя? По бедности это было, не было подходящего автомата.

Поставили, померяли клещами ток двигателя, выставили соответствующий ток РТЛ.

В итоге - как я уже писал, дошло дело до огнетушителя.

Пожар

Выгорел софтстартер (проработал всего несколько смен) и РТЛ:

Это моя рука держит теплушку:

Сгоревшее РТЛ
Сгоревшее РТЛ
Если кого коробит, это не "теплушка", а тепловое реле. Вот статья про них - выбор теплушки для защиты двигателя.

Тот же полюс УПП:

Сгорел софтстартер
Сгорел софтстартер

Видны внутренности:

Байпас
Байпас

Это внутренний контактор байпаса, который ребята потом сдали на медь)

Схему быстро восстановили (поставили временно мощный контактор), а мы в энергослужбе начали разбираться - кто виноват и что делать.

Читайте в моей статье - Как устроена наша энергослужба.

Расследование инцидента

Софтстартер ставила ночная смена, когда линия стояла. Их сразу и назначили виноватыми. Но всё же, что произошло?

Первая, очевидная версия - плохая протяжка силовых контактов. Сразу подумали на это, но проверить эту версию не представлялось возможным, поскольку контакты поплавились.

Как оплавились контакты вводного автомата - другая статейка на Дзене.

Вторая версия начала вырисовываться во время того, как я подключал новую РТЛ на новый контактор.

Выяснилось, что "ночные" электрики не разобрались в проводах, и неправильно подключили исполнительные контакты к РТЛ.

В результате, когда через РТЛ пошел чрезмерный ток, оно исправно выполнило свою функцию - разомкнуло НЗ контакты. Но дальше сигнальные провода шли фактически на перемычку. Это была ошибка других электриков.

Итоги

С тех пор у нас порядка больше, на каждой линии порядок (по крайней мере, гораздо лучше, чем раньше), есть ответственный, который следит, чтобы реальная схема соответствовала бумажной.

В итоге на этот злосчастный двигатель поставили частотник КЕВ, а ещё через год эту линию сдали в металлолом, и купили новую, но это уже совсем другая история.

А какие инциденты были у вас на предприятии? Будет интересно, если поделитесь в комментариях.

Статьи в тему производства:

Некоторые мои статьи на Дзене про электродвигатели и пром.оборудование:

Если интересны темы канала, заходите также на мой сайт - https://samelectric.ru/ и в группу ВК - https://vk.com/samelectric

Не забываем подписываться и ставить лайки, впереди много интересного!

Обращение к хейтерам:
за оскорбление Автора и Читателей канала - отправляю в баню.