Найти в Дзене
SANE Fashion Philosophy

Выбирать локальные бренды экоЛогичнее?

Оглавление

Мы все видели маленькую белую этикетку на одежде с надписями «Сделано в Австралии», «Сделано в Турции», «Сделано в Бангладеш». Но что на самом деле означают эти лейблы?

Увидев этикетку, мы уверены, что, если написано «Сделано в Австралии», то это значит, что все изделие было произведено в этой стране на другом конце света. Однако при этом мы забываем о сложном хитросплетении сети поставок, в которую входит не только конечный этап производства.

Глобализация и культ потребления привели к уменьшению времени транспортировки и увеличению желания получить следующий модный предмет одежды как можно скорее. Пришел, увидел, захотел, получил – все это за довольно короткий период времени, почти молниеносно. При онлайн-покупках отследить сеть поставок еще сложнее, а понимания того, где на самом деле производится наша одежда - меньше. Не лгут ли этикетки? А может, за ними скрывается сложная сеть поставок, изобилующая эксплуатацией?

Некоторая одежда стала такой дешевой, что мы даже не задумываемся, выкидывать ее или нет. Стоимость ремонта или транспортировки вещи в местный комиссионный магазин порой может превышать стоимость самой вещи. Одежда локального производства часто может стоить дороже в денежном эквиваленте, но может ли она сравниться с реальной ценой (ресурсы и трудозатраты), заложенной в одежду, прибывающую к нам из других стран?

Местное производство лучше для окружающей среды?

Покупая товар местного производства, мы уверены, что вносим вклад в защиту окружающей среды, поскольку нам легче выяснить, например, вредит ли конкретный бренд местному водоснабжению. Но при этом важно помнить, что производство одежды не сводится к элементарному пошиву новой модной пары брюк. Любой предмет одежды проходит много этапов производства - от выращивания сырья, его преобразования в ткань, окрашивания, до раскроя, пошива, дистрибьюции и т.д. - необходимо учитывать много факторов.

Сложнее, если на одежде есть блестки, стразы и цветные элементы - они тоже были откуда-то привезены; а в конечном итоге неизбежно попадут обратно в окружающую среду. Приготовьтесь задавать вопросы продавцам не только о том, где была изготовлена одежда, но и откуда были привезены ткани и аксессуары, являются ли они биоразлагаемыми.

Российский бренд HELDE, использующий в производстве ткани экологически ответственной компании Tintex
Российский бренд HELDE, использующий в производстве ткани экологически ответственной компании Tintex

Покупая у местных брендов, мы поддерживаем производство одежды «под заказ». Это значит, что они могут остановить производство изделий, продажа которых недостаточно успешна, таким образом решая общую проблему нереализованного материала, а именно остатков ткани от производства, которые зачастую просто выбрасывают.

Российкий бренд Light On Mars, производящий ровно столько одежды, сколько может продать. В производстве используются стоковые и винтажные ткани.
Российкий бренд Light On Mars, производящий ровно столько одежды, сколько может продать. В производстве используются стоковые и винтажные ткани.

Глобальные модные бренды в основном транспортируют одежду морскими и воздушными перевозками, загрязняя воздух колоссальными выбросами углекислого газа. Поэтому одно из главных преимуществ локального производства - минимальный углеродный след (количество выбросов CO2 в атмосферу).

Удивительно, но большая часть энергии, затрачиваемая на нашу одежду, приходится на этап ухода за ней. Поэтому отказываясь от регулярной глажки и использования сушильной машины, а также приобретая одежду высокого качества, мы можем на одну треть сократить углеродный след только в процессе ухода за вещью.


Местное производство лучше для людей?

Покупая одежду локального бренда, мы хотим быть уверены в этичности условий ее производства. Во многих странах третьего мира, а именно там отшивается около 97% одежды известных брендов масс-маркета, работники швейной промышленности сталкиваются с нарушением трудового законодательства - работают сверхурочно в принудительном порядке, лишены гарантии занятости, подвергаются сексуальным домогательствам и дискриминации.

Хотя кажется, что более развитые страны могут легко избежать проблем с эксплуатацией, местное производство не всегда означает лучшие условия для сотрудников. Нарушения трудового законодательства можно встретить и на швейных фабриках даже в таких развитых странах, как Италия, Великобритания и США.

Роль женщин в цепочке поставок

Женщины в буквальном смысле являются движущей силой в мире нашей одежды. Приблизительно 80% сотрудников швейной промышленности по всему миру – женщины. Производство одежды в удаленных регионах потенциально могло бы способствовать преуспеванию женщин, их материальному процветанию. Однако в сложных сетях поставок часто встречаются случаи дискриминации по половому признаку и насилие. Индустрия моды на сегодняшний день также не учитывает потребности женщин в заботе и уходе за детьми, несмотря на то, что чаще всего это является женской обязанностью.

Местное производство лучше для животных?

Защита прав животных в индустрии моды – большая проблема в странах по всему миру. Этичность одежды зависит от местного законодательства об охране животных страны-производителя. На сайте Всемирного общества защиты животных можно найти полезный список многих стран, а также стандартов, которые они признают (или не признают) в отношении братьев наших меньших и проверить, каких этикеток «Сделано в…» нужно избегать.

Большое количество кожаных изделий, продаваемых по всему миру, производится в основном в Китае и Индии, государствах, которые не поддерживают Международную декларацию прав животных. Соответственно, покупок кожаных изделий из этих стран лучше избегать.

Волокна животного происхождения, например, мех, также оказывают негативное влияние на окружающую среду. При снятии с животного мех должен быть обработан токсичными химикатами, в противном случае он просто сгниет. Помимо прочего, для изготовления шубы из натурального меха требуется как минимум в четыре раза больше энергии, чем из синтетического (с учетом всех ресурсов, необходимых для выращивания животных).

Если для вас важны аспекты этичности и экологичности, вы можете приобретать одежду брендов, которые этично относятся к животным, придерживаются принципов устойчивого развития и заботятся о здоровье покупателя.

В качестве хорошей альтернативы можно рассмотреть покупку одежды, бывшей в употреблении, таким образом избегая прямого влияния на производство.

Определенно, в покупке одежды местного производства есть свои плюсы и минусы. Важно помнить, что многие бренды склонны к псевдоэкологичности (или гринвошингу) - в наш технически продвинутый век брендам так легко ввести нас в заблуждение, просто добавив слова «этичный» и «устойчивое развитие» без веских доказательств. Не бойтесь обращаться с вопросами к брендам касательно того, где и как они производят свою одежду.

Идеального решения не существует. Однако совершая меньше покупок и выбирая качественную одежду, вы гарантированно делаете правильный выбор.

Статья подготовлена по материалам Good On You

Больше материалов об устойчивой и осознанной моде на русском языке на сайте SANE fashion philosophy