Приветствую вас, дорогие читатели.
Долго думал, писать на такую тему, или нет, но все же решил, что некоторые истории, возможно будут интересны. Работать с людьми я не особо люблю, но так сложилось, что занимаюсь этим с 2011 года. Тогда я был гидом, затем мотористом. 2 года я провел на грузовом флоте, тем не менее, все равно подрабатывал на пассажирском. Ну и уже 4-й сезон отработал капитаном на пассажирском теплоходе.
Работа с людьми - это в первую очередь повышенная ответственность. Наша главная задача - обеспечить безопасность перевозимых нами людей. Это - главное, и этого можно добиваться любыми способами. Согласно кодексу внутреннего водного транспорта РФ, капитан является единоначальником на теплоходе и его приказы должны безоговорочно выполняться всеми, кто находится на судне. Именно поэтому очень часто возникают ситуации, когда церемониться не стоит, напротив, нужно проявить жесткость.
Один из примеров. Очередной из многочисленных рейс на разводку мостов. Эти экскурсии пользуются огромной популярностью. Везу так называемый набор, т.е. людей, которые приобрели билеты на причале, в интернете, у распространителей, в общем как автобус - люди друг с другом не знакомы. Теплоход забит до отказа (насколько позволяют судовые документы). Наконец наступает то, ради чего все здесь собрались - крылья Дворцового моста начинают разводиться... "Одиссей, у тебя пассажиры на стульях стоят" слышу я по рации. На Одиссее пост управления судном находится на палубе, от пассажиров отделяет лишь небольшой тент. Оборачиваюсь - 2 или 3 человека стоят на стульях. Мог бы и сам крикнуть, но вокруг движение, отвлечаться нельзя. Зову матроса, прошу навести порядок. Через пару минут он возвращается со словами примерно такими: "Блин, они меня не слушают, ну что я им скажу, они достали..." (сказано было немного грубее). Ну что делать, матрос у меня парень молчаливый и жесткости ему не хватает. "Влад, порули, сам разберусь". Передаю управление матросу, сам продираюсь сквозь толпу людей на корму, где и расположились нарушители порядка. "Со стульев слезли! Слезли со стульев, я сказал, а не то высажу всех на другом берегу, и как хотите через мосты добирайтесь!". Думаю, мой крик был слышен и на других судах, но подействовало молниеносно, через 5-10 секунд все сидели, ну или стояли как положено, ногами на палубе.
И те люди были еще трезвыми. Вообще-то пьяных в "наборах" мы не катаем, однако к каждому в сумку не заглянешь, да и дыхнуть каждого не попросишь. И вот очередной, подчеркиваю, дневной рейс. Тогда у нас гидами были еще живые люди, а не бездушная запись. И вот один такой пьяный нашелся, который возомнил себя умнее гида, стал ее отвлекать, мол что вы за бред несете, а затем вышел на палубу, и стал кричать что-то вроде "Не слушайте ее, что за ***** она рассказывает, и т.д." Тут я высунулся из своего домика, попросил прекратить кричать, материться и отвлекать гида от работы, в случае неповиновения пригрозил высадить. "Давай, высаживай, мне по х**"... Ну что ж сказано - сделано, а вот и спуск подходящий. "Влад, подходим к этому спуску, веревку подержишь, сейчас высадим этих.". Ну что ж, подошли, долго спорить гражданин не стал, уж очень экскурсия не понравилась, однако затормозил на выходе, продолжая спорить с другими пассажирами. Пришлось его поторопить... тоже не цензурно. А как? Ведь иначе понимаем слабо...
А мы возим еще банкетные рейсы. Там людям бухать не запретишь - праздник как никак. Портить нельзя. Приходится принимать те же меры - грозить высадкой, например. А сейчас есть еще мобильные группы по транспортной безопасности, лично не пользовался, но памятки о них лежат на каждом теплоходе. Отличная штука. Один звонок - и через максимум 15 минут приезжают вооруженные охранники с расширенными полномочиями, по сути ВОХРы. Но еще год назад такого не было. Один из небольших примеров. Идем в Неве, везем банкет. Тут к теплоходу подлетает какой-то катер, на котором оказались знакомые одного из участников рейса. Начинают меня просить, мол можно он подойдет под борт, я сам на флоте, у меня гимсовские права (смешно, когда любители с правами на лодку начинают сравнивать себя с профессионалами, несколько лет учившимися как минимум в училище) и прочий бред. Отвечаю решительным отказом. Через пару минут смотрю - катер уже почти под бортом, а парень перелезает через леерное ограждение. Крякаю по внутренней связи мотористу, который сидел в салоне. В этот раз со мной был Серега - уж у него язык подвешен. Слышал лишь обрывочно, что он говорил. Все было культурно, но жестко, через 1,5 минуты инцидент был исчерпан, а парень лично подошел передо мной извинился.
Есть категория неадекватных, но безопасных гостей. Это как ни странно гиды и сопровождающие тур групп. С одним из таких довелось встретиться в самом последнем рейсе навигации 2018. Буквально накануне подъема на зимовку почти всем нашим теплоходам поставили ночные рейсы. У меня были некие интуристы. Ну что ж, люди как люди, а вот сопровождающий... "Николай, а мост разводится в 1.10, вы в курсе?" Около полминуты смотрю на него, не могу ничего ответить, даже вопроса не понимаю... "Вообще-то да, я не первый раз еду в разводку, и не второй... Уже навигация заканчивается...". - "Ну мы успеем?", - "Естественно!"
Конечно же мы успели, посмотрели аж 3 моста. Высадка была запланирована на причале "Медный всадник", по расписанию в 2 часа. На самом деле, шансы закончить все в 2 часа были минимальны, о чем я в принципе предупредил заранее. Связано это с тем, что пересечение судового хода Невы и швартовка у левого берега во время прохождения каравана судов со стороны залива запрещены правилами. Поэтому мы обычно в таких случаях ждем, когда пройдет последнее судно в караване, после этого временно сводят Дворцовый мост, и мы проходим. Так должно было быть и в этот раз, чтоб не вертеться на одном месте, решил проехать подальше в Большую Невку. "Николай, а куда мы едем? у нас высадка в 2 часа....". Далее все не буду цитировать, началась настоящая истерика, что я ДОЛЖЕН (ага, щаз) немедленно развернуться, везти их к причалу, туристам скоро в аэропорт, они ж собраться не успеют. Через пару минут мне это порядком надоело: "Так, не выводите меня из себя, идите занимайтесь своими туристами, а мне не мешайте заниматься моей работы". Заткнулся, славно. Смотрю, звонит кому-то. Через минуту мне перезванивает агент, продавший этот рейс (именно агент, ни к фирме, где работаю, ни лично ко мне никакого отношения не имеет, а меня типа должен был напугать этот звонок. Ну хоть посмеялся). Иван спрашивает, в чем дело, просит побыстрее. Увы, парень, быстрее никак. Пропустили караван, подошли к причалу примерно в 2.15.
Дорогие друзья. Ждем вас всегда на борту наших теплоходов! Обеспечим отдых по высшему классу, а вас прошу обеспечить выполнение простых правил безопасности и адекватного поведения!
Всем спасибо за внимание.