Найти в Дзене

«Бороться - и искать, найти и не сдаваться!» Дню рождения Георгия Седова посвящается

5 мая 1877 года родился Георгий Седов, гидрограф, исследователь Арктики

5 мая исполнилось 143 года со дня рождения Георгия Яковлевича Седова, русского покорителя Арктики. Именно Седов  стал  идейным вдохновителем и организатором первой российской экспедиции к Северному полюсу. Мореходный талант Георгия Яковлевича можно  сравнить с научным даром Ломоносова. Оба вышли из народа, добились успехов каждый на своем поприще и достойно  прославили Россию.

Георгий Седов  был сыном азовского рыбака.  Но стал офицером императорского военного флота, почетным членом Русского географического и Русского астрономического общества. Он изучал Сибирь и Юг России,  ходил в экспедиции на Каспий, Колыму, Карское море и Новую Землю. Добился всего сам, без протекции и дворянского происхождения.

Будущий капитан с семи лет  рыбачил с отцом, работал в поле, пас быков. Мальчик с рыбацких походов полюбил морскую стихию и мечтал стать моряком.  В 1891 году пошел в церковно-приходскую школу, которую окончил за три года с отличием. После школы Георгий решил поступить в мореходную школу. Но родители были против, считали ам парня пустой и бездарной тратой времени.  А уже в 1894 году парень сбежал из дома — отправился в Ростов-на-Дону через Таганрог. Поэтому к побегу готовился заранее — спрятал свою метрику (свидетельство о рождении), накопленные батрацкие деньги  и похвальный лист из школы.

Путь в мореходку оказался тернистым. Инспектор ростовского училища поставил Седову условие: «Поступишь в училище только после трех месяцев мореходной практики». Георгий условие выполнил. Он проходил матросом на пароходе «Труд» все лето 1894 года. А  уже в ноябре поступил в мореходные классы имени графа Коцебу в Ростове-на-Дону. Седов в 1899 году окончил учебу. Он получил диплом штурмана и поступил на службу шкипером на небольшой сухогруз. Позже Седов наотрез отказался выполнить приказ судовладельца и посадить судно на мель ради страховки. Из-за этого инцидента мстительный хозяин списал Георгия на берег, лишив заработка.

Молодой шкипер понял — в торговом флоте ему трудно будет соблюсти порядочность и честность. Да и мечты у Григория были выше и масштабнее, чем перевозка пшеницы меж портами мелководного Азовского моря. Седов решил стать военным моряком. Для этого он прибыл в Севастополь и поступил штурманом на учебное судно «Березань».

Седов в форме офицера военно-морского флота, 1902
Седов в форме офицера военно-морского флота, 1902

В 24 года Георгий Седов  блестяще сдал экзамены и произведен в чин поручика по Адмиралтейству. В 1902 году молодого поручика зачислили в Главное гидрографическое управление Адмиралтейства. Во время исследовательской экспедиции 1903 года по описанию Карского моря Георгий Яковлевич повстречал полярника Энтони Фиала. Американец готовился к покорению Северного полюса. Именно тогда поручику Седову пришла идея Арктической экспедиции. Но русско-японская война и служба лоцмейстером в Амурском лимане помешали Седову воплотить свою мечту. 

В начале XX века Северного полюса пытались достичь Пири, Кук, Амундсен. Их героические усилия воодушевили Георгия Яковлевича на подготовку к покорению Арктики. Замыслы Седова стали национальной идеей и воодушевлением для русского народа, потерпевшего поражение в войне с Японией. Существенную информационную поддержку Седову  оказал М.А. Суворин. Он был главредом газеты «Новое время». Сотрудники издания широко освещали планы арктической экспедиции. Суворин запустил сбор средств на подготовку кампании и предоставил экспедиции 20000 рублей. Седова поддержали служилые люди, студенты, политики, купцы. Даже Его Императорское Величество Николай II пожертвовал 10000 рублей личных средств.

Памятная медаль жертвователю на экспедицию Г. Седова.
Памятная медаль жертвователю на экспедицию Г. Седова.

Георгий Яковлевич получил в Адмиралтействе двухлетний отпуск с сохранением жалования. Все свои усилия и время он бросил на подготовку к экспедиции. Во всей подготовке кампании была очевидна спешка. Как будто Седов нарочно себя загонял в невыполнимые условия. Так,  9 марта 1912 года Георгий Яковлевич  написал в Главное Гидрографическое управление письмо со следующими амбициозными словами:

«Горячие порывы у русских людей к открытию Северного полюса проявлялись еще во времена Ломоносова и не угасли до сих пор. Амундсен желает во что бы то ни стало оставить честь открытия за Норвегией и Северного полюса. Он хочет идти в 1913 году, а мы пойдём в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг…»

Такие заявления неоправданно подгоняли участников экспедиции. Но бюрократическая машина и нечистые на руку партнеры Седова оттягивали выход экипажа в море:

  • Спецкомиссия Главного Гидрографического управления сочла планы Седова достичь Северного полюса за три месяца утопическими и в выделении госсредств отказала. По мнению членов комиссии, на подготовку полярной экспедиции должно было уйти не менее трех лет. 
  • Найденная для экспедиции шхуна «Святой великомученик Фока» небольшой грузоподъемности была потрепана морями и имела течь.  
  • Из-за малой вместимости судна часть оборудования и припасов не удалось погрузить на борт. И вообще, снабжение постоянно тормозилось — сорвались поставки консервов, научного оборудования, поставщики подсунули гнилую солонину.
  • Всего 35 собак из 85 взятых на борт были ездовыми. Остальные были архангельскими дворняжками, которых предприимчивые жители наловили на улицах города «под спрос».
  • Члены  команды, а именно помощник капитана, штурман, механик, помощник механика и боцман отказались выходить в море из-за плохой подготовки шхуны. Пришлось срочно набирать новый экипаж.
  • Судовладелец взял аванс за фрахт судна, но решил его присвоить и фактически скрывался от Седова, не давая тому выйти в море.

Седов дожимал подготовку до последнего. Он не привык сдаваться и  назначил точную дату выхода из порта — 14 августа 1912 года. Шхуна «Святой великомученик Фока» вышла в море, не получив разрешительной телеграммы из столицы.

Шхуна «Святой великомученик Фока» отходит от Соборной пристани Архангельска
Шхуна «Святой великомученик Фока» отходит от Соборной пристани Архангельска

В тот день на Соборной пристани Архангельска собрались толпы провожающих, играл оркестр, люди кричали «ура». Георгия Седова провожала супруга Вера Валерьяновна. Они и не подозревали, что тогда виделись в последний раз. 

Венчальное фото четы Седовых
Венчальное фото четы Седовых

У Новой Земли шхуна попала в сильный шторм. Непогода вынудила моряков укрыться у берега архипелага. Уже в сентябре экипаж заметил за бортом первые дрейфующие льдины. Погода ухудшилась, мороз крепчал, море сковывалось льдами.

Георгий Седов был человеком стойким, унывать было не в его правилах. Вынужденная зимовка не лишила его бодрости духа и энергичности. Капитан направил усилия экипажа на изучение Новой Земли. В его исследованиях участвовали даже матросы — так капитан пытался отвлечь экипаж от тягот зимовки и сплотить людей. Команда искренне любила Седова за его терпеливый и добрый характер. За время стоянки экипаж исправил недочеты в карте Новой Земли, внес важные правки. Моряки исследовали акваторию, занимались топографией, исследовали животный мир. Они охотились на медведей и тюленей, чтобы восполнить недостаток провианта.

Участники экспедиции Седова
Участники экспедиции Седова

Экипаж даже организовал хор, матросы постигали грамоту и учились читать книги. Благо на шхуне была хорошая библиотека и музыкальные инструменты. Дружба и активность помогли экипажу преодолеть длинную полярную ночь. Седов рассчитывал выйти в море летом 2013 года, рассчитывал, что море будет свободно ото льда. Но как назло, в тот год полярное лето было очень холодным и море осталось сковано льдом.

Команда начала было выражать протест против долгой стоянки на Новой Земле и продолжения плавания. Экипаж был готов лишь к одной зимовке. Но никак не рассчитывал еще на год странствий в ледяном океане. Припасы были на исходе, кончалось топливо. Люди могли просто замерзнуть. Офицеры и матросы выдвинули Седову ультиматум — домой! Капитану удалось уговорить команду продолжить плавание. Тому способствовала  погода — льды  разошлись и «Святой Фока» вышел в море.

Седов с экипажем на борту шхуны «Святой великомученик Фока»
Седов с экипажем на борту шхуны «Святой великомученик Фока»

Судно шло к Земле Франца-Иосифа. На шхуне жгли мебель,чтобы согреться. Наконец, команда бросила якорь. Моряки сошли на остров и стали готовить к пешему переходу Седова и двух матросов. Снаряжали сани, готовили собак и каяки для открытой воды. Но тут к людям подкрался тихий враг — цинга. Скудный рацион дал о себе знать и полярники стали валиться с ног  один за другим. К началу 1914 года заболел и Седов. У него начали опухать ноги, кровоточили десны. 

Астрономический знак, установленный экспедицией Седова, 1913
Астрономический знак, установленный экспедицией Седова, 1913

Георгий Яковлевич остался верен принципам и долгу. Он не мог повернуть назад. Три моряка вышли в сторону Северного полюса 2 февраля 1914 года. Для Седова это был путь в один конец. Ледяные торосы и полыньи отняли у исследователя все силы, он заболел бронхитом. Двое моряков везли капитана на санях до последнего. 20 февраля 1914 года Георгий Яковлевич Седов умер около острова Рудольфа. 

Спутники похоронили Седова на скале около берега. Его памятником стали крест из лыж, кирка, молот и российский флаг. Именно его мечтал водрузить Седов на Северном полюсе.

-9

В память отважного и несгибаемого полярника Г. Я. Седова назван легендарный парусник, барк «Седов». Это уникальное судно, таких  в мире осталось немного. С 2019 года парусник находится в кругосветном плавании вместе с двумя другими судами — фрегатом «Паллада» и барком «Крузенштерн». Их история насчитывает почти 300 лет на троих. Учебные экспедиции на этих судах помогли многим обычным людям стать частью команды настоящего парусника, погрузиться в морскую жизнь и ощутить себя настоящими моряками.

Музей Седова на его малой родине
Музей Седова на его малой родине

Если вам нравятся наши статьи, подписывайтесь на канал и поддержите начинающий блог!