Найти тему

Мощнейшая в мире термоядерная "Царь-бомба" или "Кузькина мать"

Оглавление

АН602 (она же «Царь-бомба», ) — термоядерная авиационная бомба, разработанная в СССР в 1956—1961 гг.

Испытание АН602 состоялось 30 октября 1961 года посредством сброса с самолёта Ту-95В на ядерном полигоне "Сухой Нос". Измеренная мощность взрыва составила 58,6 мегатонн в тротиловом эквиваленте или около 240 квадриллионов джоулей.

Бомбу не нужно путать с РН202 (изделием 202). AН602 представляла собой модификацию РН202.

Применение АН602 наглядно продемонстрировало владение Советским Союзом неограниченным по мощности оружием массового поражения. Научным результатом стала экспериментальная проверка принципов расчёта и конструирования термоядерных зарядов многоступенчатого типа.

«Царь-бомба» является самым мощным изготовленным взрывным устройством за всю историю человечества. Бомба внесена в книгу рекордов Гиннесса, как самое мощное термоядерное устройство, прошедшее испытание.

Разгар «холодной войны». Сейсмографы по всему миру фиксируют сильнейшие колебания. Ударная волна, вызванная взрывом невиданной силы, трижды обогнула Землю. Паника накрыла не только «загнивающий Запад», но и советских ученых, ужаснувшихся тому, что они натворили. «Царь-бомба», она же «Кузькина мать», она же «Иван», она же «Изделие 602», еще раз повторю,до сих пор остается самым мощным взрывным устройством из всех, что доводилось испытывать человечеству.

Макет "Царь-бомбы"
Макет "Царь-бомбы"

Испытания "Царь-бомбы"

О предстоящих испытаниях 50-мегатонной бомбы объявил лично Хрущёв в своём докладе 17 октября 1961 года. До официального объявления в неформальной беседе он рассказал о бомбе одному из американских политиков, и эту информацию 8 сентября 1961 г. опубликовала «Нью-Йорк Таймс».

Испытания бомбы состоялись, как говорилось выше, 30 октября 1961 года. Подготовленный Ту-95В № 5800302 с бомбой на борту вылетел с аэродрома Оленья и взял курс на Новую Землю. Экипаж самолета-носителя составлял 9 человек. В испытаниях участвовал также самолёт-лаборатория Ту-16А (серийный, оборудованный для наблюдения за испытаниями) бортовой номер №3709.

В 2 часа 3 минуты после взлёта на высоте 11,5 км над уровнем цели бомба была сброшена с самолёта-носителя, после чего она опускалась на основном парашюте площадью 1600 м², общая масса парашютной системы, включавшей ещё пять вытяжных парашютов, срабатывавших тремя «каскадами», составляла 800 кг.

Подрыв бомбы был осуществлён барометрическим взрывателем через 189 секунд после сброса в 11 часов 33 минуты на высоте 4200 м над уровнем моря (4000 м над целью).

В других источниках указаны разные высоты взрыва, от 3700 м над целью (3900 м над уровнем моря) до 4500 м.

Самолёт-носитель к моменту взрыва оказался на расстоянии около 39 км, а самолёт-лаборатория — 53,5 км. Ударная волна догнала самолёт-носитель на удалении 115 км, действие ударной волны от взрыва ощущалось в виде вибрации и не повлияло на режим полёта самолёта. После посадки на фюзеляже были замечены несколько пятен от воздействия вспышки взрыва.

Самолёт-лаборатория к моменту прихода ударной волны был на расстоянии 205 км от места взрыва. Измеренная мощность взрыва (58,6 мегатонны) заметно превысила проектную (51,5 мегатонны). Есть сведения, что по первоначальным данным мощность взрыва АН602 была существенно завышена и оценивалась величинами до 75 мегатонн.

Вспышка взрыва "Царь-бомбы"
Вспышка взрыва "Царь-бомбы"

Результаты испытания

  • вспышка была видна на расстоянии более 1000 км, её наблюдали в Норвегии, Гренландии и на Аляске;
  • ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров, форма «шляпки» двухъярусная, диаметр верхнего яруса оценен в 95 километров, нижнего — 70, облако наблюдали за 800 км от места взрыва;
  • взрывная волна трижды обогнула земной шар, первый раз за 36 ч. 27 мин.:
  • сейсмическая волна в земной коре, порождённая ударной волной взрыва, три раза обогнула земной шар;
  • волна атмосферного давления, возникшая в результате взрыва, трижды была зафиксирована в Новой Зеландии.
  • в 780 км от взрыва в посёлке на о. Диксон выбило в окнах стекла;
  • звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров, однако нет сообщений о разрушениях или повреждениях сооружений даже в расположенных гораздо ближе (280 км) к полигону поселке городского типа Амдерма;
  • ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи даже в сотнях километров от полигона в течение около 40 минут;
  • радиоактивное загрязнение опытного поля радиусом 2—3 км в районе эпицентра составило не более 1 миллирентген/час, испытатели появились на месте взрыва через 2 часа, радиоактивное загрязнение практически не представляло опасности для участников испытания.
-4

Изделие 602. 100 мегатонный вариант бомбы

В 1960 г. была начата разработка термоядерного заряда мощностью 100 Мт. В феврале 1961 г. руководители КБ-11 направили в ЦК КПСС письмо «Некоторые вопросы развития ядерного оружия и способов его использования», где помимо прочего ставился вопрос о целесообразности разработки заряда мощностью 100 Мт. 10 июля 1961 г. в ЦК КПСС состоялось обсуждение, на котором Хрущёв поддержал разработку и испытание сверхмощной бомбы.

АН602 не являлась переименованной РН202, просто для ускорения испытаний было решено использовать разработки проекта 202. В КБ-11 (ВНИИЭФ) были взяты уже изготовленные в НИИ-1011 (ВНИИТФ) шесть корпусов для бомбы проекта 202 и использован разработанный для её испытаний комплекс оборудования.

АН602 имела трёхступенчатую конструкцию: ядерный заряд первой ступени (расчётный вклад в мощность взрыва — 1,5 мегатонны) запускал термоядерную реакцию во второй ступени (вклад в мощность взрыва — 50 мегатонн), а она, в свою очередь, инициировала ядерную "реакцию Джекила-Хайда" (деление ядер в блоках урана-238 под действием быстрых нейтронов, образующихся в результате реакции термоядерного синтеза) в третьей ступени (ещё 50 мегатонн мощности), так что общая расчётная мощность АН602 составляла 101,5 мегатонны.

Испытание полного, 100 Мт варианта бомбы было отвергнуто по причине чрезвычайно высокого уровня радиоактивного загрязнения, которое она должна была вызвать. А. Д. Сахаров предложил использовать во вторичном модуле бомбы ядерно-пассивный материал вместо урана-238, что снизило мощность до 50 Мт и помимо снижения количества осколков деления позволило избежать касания огненного шара земной поверхности, что исключило радиоактивное заражение поверхности и поднятие большого количества радиоактивной пыли в атмосферу.

Самолет - носитель

Бомба под фюзеляжем Ту-95В
Бомба под фюзеляжем Ту-95В

Для доставки бомбы коллективом под руководством Александра Надашкевича в 1955 г. был разработан модифицированный вариант бомбардировщика Ту-95 — Ту-95В, другое название — Ту-95-202. Этот самолёт был изготовлен в единственном экземпляре.

Сброс бомбы с Ту-95В
Сброс бомбы с Ту-95В

Читайте также:

Те самые бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки