Мия – героиня сериала «В терапии», одна из пациенток доктора Пола Вестерна.
Мии 43 года. Она успешный юрист, одинока и несчастна в личной жизни, обеспокоена гнетущим одиночеством, уменьшающимися с годами шансами стать мамой.
Что можно наблюдать в начале терапии Мии? – Ее явную идеализацию отца и обесценивание матери. Можем предполагать защитный механизм психики – «расщепление», когда один родитель наделяется всеми положительными характеристиками, а другой – всеми отрицательными.
Мия много и очень тепло говорит об отце. С отцом она созванивается каждый день, прерывает свои дела, чтобы переговорить с папой.
Когда Мия говорит о детстве, мы понимаем, что она – любимая папина дочка. Отношения с папой всегда были очень теплыми и крепкими, и… исключающими третьего – маму. Мать Мия характеризует холодной и отстраненной, обижающей и не понимающей отца. Папа делится с 12-летней Мией своими секретами и просит не рассказывать маме…
По сути мы имеем дело с треугольником в отношениях и с психологическим инцестом. Нет, отец Мии не совершал действий сексуального характера. Отец заполнил собой, своей личностью все эмоциональное пространство дочери, не оставив свободного места для других – для мамы, для близкой подруги, для любимого мужчины, для детей…
Бессознательно пытаясь отработать детскую травму треугольника, Мия регулярно вступает в отношения с женатыми мужчинами, опустошаясь и ранясь об эти отношения. Вновь и вновь Мия идет зализывать раны к отцу – своему верному другу, единственному человеку во всем мире, кто любит и понимает ее.
В процессе терапии Мия яростно, словно тигрица, защищает своего папу. Для нее недопустима даже мысль о его недостатках. Свои неудачи в личной жизни Мия никак не связывает с особенностями взаимоотношений в семье, с эмоциональным использованием ее отцом.
Мать Мии впервые проявляет попытки сблизиться с дочерью и предлагает свою версию развернувшихся в детстве событий.
Женщина страдала послеродовой депрессией. Обращаться к врачу семья не стала, так как «это стыд и позор». Отец взял на себя обязанности по уходу за новорожденной Мией. Позже, придя в себя, мать уже не допускалась к ребенку, а тесная эмоциональная связь с дочерью использовалась для причинений страдания жене и мести ей. Эпизоды из детства, когда папа приезжал за Мией в деревню и в больницу оказались ложными воспоминаниями. В действительности за ней приезжали оба родителя. (Такая избирательность памяти тоже говорит за расщепление).
Мия не хочет в это верить, обвиняет мать во вранье. Терапевт спрашивает: «Что будет, если предположить, что слова матери не полностью лживы?»
Мия решается на откровенный разговор с отцом, во время которого слышит от него: «Ты с самого своего рождения уже была настолько отвратительна, что мать слегла в депрессию, когда увидела тебя!»
Идеальный образ отца разрушен, как и негативный образ матери. Пришло время для Мии увидеть своих родителей реальными людьми и развернуть голову в сторону своей жизни.
Автор: практикующий психолог Тамара Андриянова.