Как много постов и статей было написано, как много эфиров было на эту тему. Я не хочу оставаться в стороне. Я рада, что многие уже понимают, что насилие – это НЕ НОРМА и терпеть его нельзя. В этой статье я расскажу об одном из сценариев формирования созависимых отношений, который так хорошо знаком мне.
Вопреки каждому «сама виновата», «почему раньше не ушла?» и «смотреть надо было, кого выбирала».
Как у человека формируется потребность в созависимых отношениях? Это совсем не быстрый процесс и не самый простой. Для меня этот процесс, полный грусти, наверное, потому что «не отболело».
Когда-то давным-давно я тоже была маленькой девочкой, ребенком, таким же, как и все остальные дети. Очень не хватало мне родительской любви. Настолько не хватало, что постепенно я начала ее «покупать» эмоциями, достижениями, конкурсами… да чем угодно, лишь бы мне сказали, что любят и что я молодец.
Мама рано уходит из жизни и поэтому главной фигурой становится папа. Папа, который сильно переживает смерть мамы и не обращает внимания на двух маленьких детей. Одной скоро в школу, а другой только в сад ходит. Тогда мне приходится привлекать к себе еще больше внимания, чтобы папочка любил. У меня нет ничего, кроме себя.
Ребенку нечего дать взамен, кроме самого себя. И тогда этот ребенок становится разменной монетой, чтобы купить на нее хоть что-то.
Я расту, папа давно умер, а привычки не изменились. Любовь все также нужно покупать, только ко всем предыдущим валютам сюда добавится еще и тело. В лучшие времена я буду считать его немножко симпатичным, а в худшие – отвратительным. У меня нет ценности к себе. Никакой. Есть только ненависть, ведь на весь тот багаж, который у меня был, почему-то любовь не покупалась.
И с подобными установками в голове такая девочка становится идеальной почвой для абьюзера.
У меня нет представлений, как они мыслят, но есть представление, как чувствует себя жертва.
Могла ли я тогда знать, кто стоит передо мной? Нет, не могла. Могла ли я предотвратить это? Нет, не могла.
Начинаются подобные отношения всегда безобидно и очень романтично. Я, наконец, получаю то внимание и ту любовь, которой так не хватало. Мне говорят всё, что я хочу слышать. Мужчина и правда кажется идеальным.
Он постоянно проводит со мной время, особенно в моменты грусти. Я знала, что из тяжелой и грубой обстановки дома, всегда можно сбежать к тому, кто ее выслушает.
Иногда мы ругались, но это же «как у всех». Это нормально. Когда я хотела закончить отношения, мне очень осторожно порционно в голову поселяли мысль о том, что меня больше никто не полюбит, да и вообще, кому я такая буду нужна? Я верила, потому что данный мужчина стоял всех выше.
Отношения становятся похожи на эмоциональные качели. Такой прием нужен абьюзерам, чтобы установить привязанность. В порядке вещей было угрожать попыткой покончить с жизнью, если я вдруг уйду. Это был самый сильный прием, потому что я с детства всегда всех спасала. Спасала, потому что верила, что в смерти мамы была виновата я. Ведь если я спасу кого-нибудь, может это хоть как-то компенсирует то, что не смогла сделать, будучи ребенком?
Постепенно отношения становятся невыносимыми, но и уйти я не могу. Абьюзер начинает чувствовать, что жертва отдаляется. Тогда его поведение становится идеальным, но не для меня, а для себя. Я начинаю думать, что он изменился, потому что подсознательно верю в то, что это возможно. Но он не изменился, он нашел способ привязать еще сильнее. Ребенок. Ну, чтобы точно никуда не делась. И ничего, что детей я не хотела категорически. Об этом меня никто, конечно, не спросит.
На некоторое время я успокоюсь, потому что пойму, что уже никуда не деться и нужно как-то ориентироваться в этих обстоятельствах. Мне нельзя было сказать что-то против, потому что начинались истерики с выяснением отношений. Я перестала общаться с семьей, потому что несколько лет мне старательно вбивали в голову, что «ты им не нужна и тебя там никто не любит». Я, естественно, верила, ведь отец моего ребенка врать не может.
Все это было похоже на ад. Он не бил меня. Пока.
Угрозы, унижение, обесценивание, манипуляции, насилие экономическое, физическое, сексуальное и психологическое – это те киты, на которых держались эти отношения.
Ко всем прочим установкам он еще добавит «с ребенком ты никому не будешь нужна» и «кроме меня сына никто не полюбит».
Везение или зачатки осознанности дали мне понять, что так больше продолжаться не может. Это не любовь, это привязанность. Вредная привычка. Зависимость.
Да что угодно, кроме любви.
Я не могу найти какое-то хорошее воспоминание о беременности. Их просто нет, все забыто напрочь. Сложно вспомнить хоть какую-то эмоцию, когда родился сын. Я настолько запретила себе чувствовать, что упустила даже такой важный момент в своей жизни. Больше всего мне хотелось испытать эту огромную радость, а не ступор, вперемешку со страхом. Сейчас я, конечно, эту радость испытываю и компенсирую, но хотелось бы исправить это в прошлом.
Спустя полтора года перманентного желания закончить все это, было принято последнее решение, и началась работа с одной из самых больших психотравм в моей жизни.
В среднем, жертве требуется 7 попыток, чтобы уйти. У меня их было, наверное, чуточку больше.
Честно говоря, я не понимала, как так нужно уйти, чтобы потом не было так сильно страшно.
Мне потребовалось огромное количество смелости, помощь психолога и юриста.
Этого было достаточно.
Иногда я удивлялась, сколько во мне этой силы и на что я еще способна.
Я слишком хотела изменить свою жизнь.
Мне понадобится еще много времени, чтобы вылечить все раны, пожалеть свое тело, своего внутреннего ребенка и прожить ту боль, которая была в моей жизни.
Мне бы очень хотелось, чтобы эту статью прочитала каждая девочка, девушка, женщина. Чтобы вы, милые мои, поняли, что не виноваты. Вы ни в чем не виноваты. Виноват всегда насильник. Всегда.
Я верю, что вы справитесь, вы сможете, вы узнаете, что это, когда вас любят и ценят. Внутри каждой из вас живет очень смелая и решительная девочка, которая достойна большего просто так, по праву рождения.
Я очень хочу, чтобы об этом узнало как можно больше женщин и мне было бы приятно, если бы вы поделились этой статьёй и поставили лайк, это поможет ее распространению.