Что отличает дворянку от крестьянки? Как узнать женщину благородного происхождения? Дело тут не в прическе и нарядах, хотя и они немаловажны, но главнее осанка, манеры, жесты, речь- все то, что мы называем «умение подать себя»- это скажет нам больше, чем любые бриллианты. В царское время каждая состоятельная семья старалась устроить дочку в «Смольный. Институт благородных девиц». Как бы дорого это не стоило, да и отпускать ребенка (а девочек брали с 6-7 лет) на 12 лет, без права видеть, не каждая мать могла, но что не сделаешь ради будущего благополучия и счастливого замужества)
Чуть позже нравы заведения смягчились-институток брали на 7 лет, разрешены стали встречи с родственниками, стало возможным уехать домой на лето, что хоть немного скрашивало, довольно безрадостный, быт учениц.
Институтская жизнь роскошью не отличалась, скорее наоборот- была весьма аскетична. День начинался в 6 утра, затем молитва, уборка в спальнях -дортуарах, скромный завтрак, состоящий из трех средних картофелин, хлеба с маслом и пустого чая, учеба, обед- суп без мяса, мясо из супа на второе, занятия домоводством, ужин кашей с пирожком, водные процедуры с неизменно холодной водой, сон в практически неотапливаемых спальнях. Ученицы побогаче пытались разнообразить свой рацион сладостями, в основном- пеклеванником, медовым хлебом, подговаривая к покупкам сторожа, так как самим девочкам не разрешалось покидать территорию института, но сторож брал за свой труд немалый процент, так что и такие лакомства были крайне редки. Пировали только при получении посылки из дома, но счастливица обязательно делилась с подругами и сладости быстро кончались. Институт баловал своих учениц перед Рождеством- обязательно устраивался прием, куда приглашались студенты Пажеского корпуса для танцев. Для мероприятия обязательно накрывались столы с десертами и напитками, посещать это мероприятия позволялась только девушкам с 5 класса, малышам сладости выдавали на ужин.
Несмотря на строгость, порой суровость такой системы образования, она имела свои преимущества. Девочки получали именно классическое образование. К моменту выпуска они говорили на французском и немецком, умели вести домашнее хозяйство и экономику, были обучены шитью, вышивке, кулинарии, наукам.
Лучшие из учениц имели возможность стать фрейлинами Государыни. Царская чета были покровителями и частыми гостями в институте. Собственно, само учебное заведение и было создано по указу Екатерины Второй, чтобы «создать новую породу людей». После окончания института девушки могли работать гувернантками, кто то возвращался к родителям, кого- то удачно выдавали замуж. В любом случае, институт стал прорывом в обществе того времени, позволив женщинам получать и с успехом применять научные знания. Многие бывшие институтки стали известными писательницами, художницами и часто в своих работах упоминали годы, прошедшие в стенах Смольного.
Что отличает дворянку от крестьянки? Как узнать женщину благородного происхождения? Дело тут не в прическе и нарядах, хотя и они немаловажны, но главнее осанка, манеры, жесты, речь- все то, что мы называем «умение подать себя»- это скажет нам больше, чем любые бриллианты. В царское время каждая состоятельная семья старалась устроить дочку в «Смольный. Институт благородных девиц». Как бы дорого это не стоило, да и отпускать ребенка (а девочек брали с 6-7 лет) на 12 лет, без права видеть, не каждая мать могла, но что не сделаешь ради будущего благополучия и счастливого замужества)
Чуть позже нравы заведения смягчились-институток брали на 7 лет, разрешены стали встречи с родственниками, стало возможным уехать домой на лето, что хоть немного скрашивало, довольно безрадостный, быт учениц.
Институтская жизнь роскошью не отличалась, скорее наоборот- была весьма аскетична. День начинался в 6 утра, затем молитва, уборка в спальнях -дортуарах, скромный завтрак, состоящий из трех средних картофелин, хлеба с маслом и пустого чая, учеба, обед- суп без мяса, мясо из супа на второе, занятия домоводством, ужин кашей с пирожком, водные процедуры с неизменно холодной водой, сон в практически неотапливаемых спальнях. Ученицы побогаче пытались разнообразить свой рацион сладостями, в основном- пеклеванником, медовым хлебом, подговаривая к покупкам сторожа, так как самим девочкам не разрешалось покидать территорию института, но сторож брал за свой труд немалый процент, так что и такие лакомства были крайне редки. Пировали только при получении посылки из дома, но счастливица обязательно делилась с подругами и сладости быстро кончались. Институт баловал своих учениц перед Рождеством- обязательно устраивался прием, куда приглашались студенты Пажеского корпуса для танцев. Для мероприятия обязательно накрывались столы с десертами и напитками, посещать это мероприятия позволялась только девушкам с 5 класса, малышам сладости выдавали на ужин.
Несмотря на строгость, порой суровость такой системы образования, она имела свои преимущества. Девочки получали именно классическое образование. К моменту выпуска они говорили на французском и немецком, умели вести домашнее хозяйство и экономику, были обучены шитью, вышивке, кулинарии, наукам.
Лучшие из учениц имели возможность стать фрейлинами Государыни. Царская чета были покровителями и частыми гостями в институте. Собственно, само учебное заведение и было создано по указу Екатерины Второй, чтобы «создать новую породу людей». После окончания института девушки могли работать гувернантками, кто то возвращался к родителям, кого- то удачно выдавали замуж. В любом случае, институт стал прорывом в обществе того времени, позволив женщинам получать и с успехом применять научные знания. Многие бывшие институтки стали известными писательницами, художницами и часто в своих работах упоминали годы, прошедшие в стенах Смольного.