Советское кино обладало особым стилем. Оно развивалось по каким-то собственным канонам, которые диктовало время. И русский характер, а скорее, душа.
Советское кино обладало особым стилем. Оно развивалось по каким-то собственным канонам, которые диктовало время. И русский характер, а скорее, душа.
1МЕСТО- «Опера́ция „Ы“ и други́е приключе́ния Шу́рика» — советский комедийный художественный фильм, снятый в 1965 году режиссёром Леонидом Гайдаем. Фильм был лидером кинопроката в СССР в 1965 году и имел большой успех: его посмотрели 69,6 миллиона зрителей. В этом же году на фестивале короткометражных фильмов в Кракове новелле «Наваждение» был присуждён главный приз — «Серебряный дракон Вавеля».
Фильм состоит из трёх самостоятельных новелл: «Напарник», «Наваждение» и «Операция „Ы“». Все они объединены фигурой главного героя — простоватого, но неунывающего и находчивого студента Шурика, приключения которого получили продолжение в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». В «Операции „Ы“» также действует троица комических антигероев-жуликов — Трус, Балбес и Бывалый, впервые появившиеся в короткометражных фильмах Леонида Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики»
1МЕСТО- «Опера́ция „Ы“ и други́е приключе́ния Шу́рика» — советский комедийный художественный фильм, снятый в 1965 году режиссёром Леонидом Гайдаем. Фильм был лидером кинопроката в СССР в 1965 году и имел большой успех: его посмотрели 69,6 миллиона зрителей. В этом же году на фестивале короткометражных фильмов в Кракове новелле «Наваждение» был присуждён главный приз — «Серебряный дракон Вавеля».
Фильм состоит из трёх самостоятельных новелл: «Напарник», «Наваждение» и «Операция „Ы“». Все они объединены фигурой главного героя — простоватого, но неунывающего и находчивого студента Шурика, приключения которого получили продолжение в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». В «Операции „Ы“» также действует троица комических антигероев-жуликов — Трус, Балбес и Бывалый, впервые появившиеся в короткометражных фильмах Леонида Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики»
«Самого́нщики» — советский комедийно-приключенческий короткометражный художественный фильм, снятый в 1961 году на киностудии «Мосфильм» режиссёром Леонидом Гайдаем. Вместе с фильмом «Пёс Барбос и необычный кросс» это первое произведение о трио антигероев-жуликов Труса, Балбеса и Бывалого. Фильм входит в «Сборник комедийных фильмов» (Мосфильм, 1961), куда также вошли фильмы, вышедшие порознь («Чужой бумажник», «Водяной», «Большие неприятности»).Сюжет В небольшом бревенчатом домике в лесу трое друзей — Трус, Балбес и Бывалый — изготавливают на продажу (гонят) самогон. Дело идёт хорошо. Поработав, друзья пробуют спиртосодержащий продукт и, решив пошутить, кидают псу Барбосу сахар, смоченный в самогоне. Обиженный пёс опрокидывает бутылки и ёмкости с зельем, вынимает змеевик из самогонного аппарата и бежит с ним в пасти из домика в лес. Троица пускается в погоню за собакой. В конце концов, все вместе прибегают к отделению милиции, где самогонщиков арестовывают.
«Самого́нщики» — советский комедийно-приключенческий короткометражный художественный фильм, снятый в 1961 году на киностудии «Мосфильм» режиссёром Леонидом Гайдаем. Вместе с фильмом «Пёс Барбос и необычный кросс» это первое произведение о трио антигероев-жуликов Труса, Балбеса и Бывалого. Фильм входит в «Сборник комедийных фильмов» (Мосфильм, 1961), куда также вошли фильмы, вышедшие порознь («Чужой бумажник», «Водяной», «Большие неприятности»).Сюжет В небольшом бревенчатом домике в лесу трое друзей — Трус, Балбес и Бывалый — изготавливают на продажу (гонят) самогон. Дело идёт хорошо. Поработав, друзья пробуют спиртосодержащий продукт и, решив пошутить, кидают псу Барбосу сахар, смоченный в самогоне. Обиженный пёс опрокидывает бутылки и ёмкости с зельем, вынимает змеевик из самогонного аппарата и бежит с ним в пасти из домика в лес. Троица пускается в погоню за собакой. В конце концов, все вместе прибегают к отделению милиции, где самогонщиков арестовывают.
«Бриллиа́нтовая рука́» — советская эксцентрическая комедия, снятая в 1968 году режиссёром Леонидом Гайдаем. Один из самых популярных фильмов в истории советского кино. Предыстория Сюжет фильма с рабочим названием «Контрабандисты» отчасти основан на реальных событиях: идея возникла у Якова Костюковского после прочтения в газете «За рубежом» заметки о швейцарских контрабандистах, пытавшихся перевезти ценности в гипсе. Сценарий писали под Юрия Никулина, чьё появление в главной роли не вызывало сомнений. В итоге в фильме снялась вся семья Никулиных: жена актёра, Татьяна Николаевна, сыграла экскурсовода-групповода, а их сын Максим — мальчика, который «шёл по воде».
В роли Геши Козодоева[1] режиссёр фильма, Леонид Гайдай, сначала видел Георгия Вицина, но рискнул и пригласил 27-летнего Андрея Миронова.
На роль главного бандита-контрабандиста Лёлика пробовались Анатолий Папанов, Михаил Пуговкин и Леонид Сатановский. Художественный совет выбрал первого из них. В первоначальном сценарии Геша и Лёлик носили клички «Граф» и «Механик» соответственно. На роль одного из контрабандистов-аптекарей, которую в фильме играет Леонид Каневский, пробовался Спартак Мишулин.
Роль соблазнительницы Анны Сергеевны была сначала предложена Кларе Лучко, но та, прислав соответствующие фотографии на кинопробы, всё же отказалась сниматься, посчитав роль несерьёзной. Кандидатура Светланы Светличной с трудом, но прошла
«Бриллиа́нтовая рука́» — советская эксцентрическая комедия, снятая в 1968 году режиссёром Леонидом Гайдаем. Один из самых популярных фильмов в истории советского кино. Предыстория Сюжет фильма с рабочим названием «Контрабандисты» отчасти основан на реальных событиях: идея возникла у Якова Костюковского после прочтения в газете «За рубежом» заметки о швейцарских контрабандистах, пытавшихся перевезти ценности в гипсе. Сценарий писали под Юрия Никулина, чьё появление в главной роли не вызывало сомнений. В итоге в фильме снялась вся семья Никулиных: жена актёра, Татьяна Николаевна, сыграла экскурсовода-групповода, а их сын Максим — мальчика, который «шёл по воде».
В роли Геши Козодоева[1] режиссёр фильма, Леонид Гайдай, сначала видел Георгия Вицина, но рискнул и пригласил 27-летнего Андрея Миронова.
На роль главного бандита-контрабандиста Лёлика пробовались Анатолий Папанов, Михаил Пуговкин и Леонид Сатановский. Художественный совет выбрал первого из них. В первоначальном сценарии Геша и Лёлик носили клички «Граф» и «Механик» соответственно. На роль одного из контрабандистов-аптекарей, которую в фильме играет Леонид Каневский, пробовался Спартак Мишулин.
Роль соблазнительницы Анны Сергеевны была сначала предложена Кларе Лучко, но та, прислав соответствующие фотографии на кинопробы, всё же отказалась сниматься, посчитав роль несерьёзной. Кандидатура Светланы Светличной с трудом, но прошла
«Ива́н Васи́льевич меня́ет профе́ссию» — советская фантастическая комедия 1973 года, снятая режиссёром Леонидом Гайдаем по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Фильм рассказывает об инженере-изобретателе Шурике, создавшем машину времени, которая открывает двери в XVI век — во времена Ивана Грозного, в результате чего царь оказывается в советской Москве, а его тёзка — управдом Иван Бунша вместе с вором-рецидивистом Жоржем Милославским — в палатах царя. Лидер советского кинопроката 1973 года — свыше 60 миллионов зрителей. Сюжет Фильм начинается как чёрно-белый. Изобретатель Александр Сергеевич Тимофеев (Шурик) создаёт машину времени. Очередной эксперимент по её запуску, периодически приводивший к перегоранию пробок в подъезде, закончился взрывом, перегоранием пробок во всём доме и потерей сознания Шуриком. С началом сна Шурика фильм становится цветным.
Жена Тимофеева, киноактриса Зинаида Михайловна (она же Зина), приходит со съёмок в задымлённую квартиру № 20 и говорит Шурику, что уходит от него и уезжает в Гагры со своим новым возлюбленным, кинорежиссёром Карпом Савельевичем Якиным. В это время вор-рецидивист Жорж Милославский обворовывает квартиру соседа Тимофеева — стоматолога Антона Семёновича Шпака. Это квартира № 22. В это время Шурик в присутствии управдома Ивана Васильевича Бунши испытывает машину времени на небольшой мощности, и стена между квартирами Тимофеева и Шпака исчезает.
Удивлённый Жорж Милославский входит в квартиру Шурика. Он заинтересовывается машиной, которая может убирать стены, а управдом интересуется подозрительным «другом» Шпака. Шурик увеличивает мощность, и через стену открываются царские палаты. На троне сидит Иван Грозный, а рядом — дьяк Феофан. Увидев пришельцев и приняв их за демонов, напуганный Феофан убегает за стражей, а царь пугается чёрной кошки Шурика и убегает в его квартиру, а оттуда в подъезд.
В палаты врывается стража. Одна из алебард, брошенная стрельцом в Милославского, а затем наоборот (Милославским в стрельца), попадает в пульт машины времени (в фильме Тимофеев ошибочно называет алебарду «бердышом»). Аппарат выходит из строя, оставляя Ивана Грозного в современном мире, а Ивана Васильевича Буншу и Жоржа Милославского — в XVI веке. Спасаясь от стражи, Милославский замечает внешнее сходство Бунши и Ивана Грозного и заставляет управдома переодеться в царскую одежду, найденную в сундуке. Бунша переодевается в царя, а Милославский выдаёт себя за князя.
В XX веке Шурик объясняет настоящему царю, что случилось, угощает его «Столичной» водкой и просит подождать, пока он сбегает в магазин за новыми транзисторами для машины времени. Иван Грозный остаётся в квартире, адаптируется к современному быту и оказывается вовлечённым в столкновения с современными героями. Ему удаётся помирить Зину и приехавшего к ней за своим чемоданом Якина. Зина и Якин помогают царю одеться в спортивный костюм Шурика, чтобы соседи ничего не заподозрили. Парочка уезжает в Гагры, в то время как новая любовница режиссёра обзванивает всех знакомых, хвалясь, что едет в Гагры с Якиным.
Переодетый Иван Грозный ведёт себя воинственно по отношению к Шпаку, оценив того как холопа, неправильно подающего челобитную царю; ругается с Ульяной Андреевной Буншей, которая приняла царя за своего мужа, напившегося у соседей. Перепуганная жена управдома вызывает психиатров, которым говорит, что у «Бунши» будто бы белая горячка, а Шпак звонит в милицию, чтобы сказать им, что Шурик приютил в своей квартире «живого царя».
В царском времени тоже неспокойно: Бунша всеми признаками выдаёт, что он не настоящий царь, а Милославский ведёт дела за него. Приём шведского посла чуть не закончился скандалом — Бунша уже почти отдаёт шведам Кемскую волость, но Милославский одёргивает его и сообщает послу, что нужно посовещаться. Во время пира Иван Васильевич Бунша заигрывает с миловидной супругой Ивана Грозного, Марфой Васильевной, и напивается.
Войско, посланное на Изюмский шлях, возвращается и поднимает бунт. Стрельцы врываются в царские палаты, чтобы пленить самозванцев. Но в этот момент наконец срабатывает починенная Шуриком машина времени, и Иван Васильевич Бунша с Жоржем Милославским возвращаются в XX век. Милиционеры задерживают Ивана Грозного по вызову Шпака и принимают его ответы на допросе за бред сумасшедшего. Бунша сдаётся сам, заявляя, что «незаконно» временно исполнял обязанности царя (так как его принуждал Милославский). Иван Грозный, услышав это, набрасывается на своего двойника, и завязывается драка.
Санитары психиатрической бригады «скорой помощи», прибывшей вместе с нарядом милиции, надевают на обоих «ненормальных» участников потасовки смирительные рубашки. Милиция подводит обоих Иванов к Ульяне Андреевне для опознания. Она признаёт своего мужа и в Бунше, и в царе. Решив, что она тоже сошла с ума, Ульяна Андреевна снимает парик и отправляется вместе с двойниками в психбольницу.
Милославский надевает белый халат Шурика и пытается скрыться под видом медика. Санитары и переодевшийся медработником Милославский выводят «пациентов» на улицу. В этот момент милиционеры, обнаружив в оставленной Жоржем Милославским куртке его же справку об освобождении, узнают, что у них в руках находился сам Жорж Милославский. С балкона они кричат об этом врачам, и все бросаются в погоню за Милославским. Воспользовавшись суматохой, Иван Грозный выбегает из машины «скорой помощи» и бежит в квартиру к Шурику, который снова запускает свою машину времени. Открывается вход в палаты, и Иван Грозный возвращается в своё время, но при этом снова пугается кошки Шурика, бросает в неё шапкой и убегает, забыв забрать эту шапку.
«Ива́н Васи́льевич меня́ет профе́ссию» — советская фантастическая комедия 1973 года, снятая режиссёром Леонидом Гайдаем по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Фильм рассказывает об инженере-изобретателе Шурике, создавшем машину времени, которая открывает двери в XVI век — во времена Ивана Грозного, в результате чего царь оказывается в советской Москве, а его тёзка — управдом Иван Бунша вместе с вором-рецидивистом Жоржем Милославским — в палатах царя. Лидер советского кинопроката 1973 года — свыше 60 миллионов зрителей. Сюжет Фильм начинается как чёрно-белый. Изобретатель Александр Сергеевич Тимофеев (Шурик) создаёт машину времени. Очередной эксперимент по её запуску, периодически приводивший к перегоранию пробок в подъезде, закончился взрывом, перегоранием пробок во всём доме и потерей сознания Шуриком. С началом сна Шурика фильм становится цветным.
Жена Тимофеева, киноактриса Зинаида Михайловна (она же Зина), приходит со съёмок в задымлённую квартиру № 20 и говорит Шурику, что уходит от него и уезжает в Гагры со своим новым возлюбленным, кинорежиссёром Карпом Савельевичем Якиным. В это время вор-рецидивист Жорж Милославский обворовывает квартиру соседа Тимофеева — стоматолога Антона Семёновича Шпака. Это квартира № 22. В это время Шурик в присутствии управдома Ивана Васильевича Бунши испытывает машину времени на небольшой мощности, и стена между квартирами Тимофеева и Шпака исчезает.
Удивлённый Жорж Милославский входит в квартиру Шурика. Он заинтересовывается машиной, которая может убирать стены, а управдом интересуется подозрительным «другом» Шпака. Шурик увеличивает мощность, и через стену открываются царские палаты. На троне сидит Иван Грозный, а рядом — дьяк Феофан. Увидев пришельцев и приняв их за демонов, напуганный Феофан убегает за стражей, а царь пугается чёрной кошки Шурика и убегает в его квартиру, а оттуда в подъезд.
В палаты врывается стража. Одна из алебард, брошенная стрельцом в Милославского, а затем наоборот (Милославским в стрельца), попадает в пульт машины времени (в фильме Тимофеев ошибочно называет алебарду «бердышом»). Аппарат выходит из строя, оставляя Ивана Грозного в современном мире, а Ивана Васильевича Буншу и Жоржа Милославского — в XVI веке. Спасаясь от стражи, Милославский замечает внешнее сходство Бунши и Ивана Грозного и заставляет управдома переодеться в царскую одежду, найденную в сундуке. Бунша переодевается в царя, а Милославский выдаёт себя за князя.
В XX веке Шурик объясняет настоящему царю, что случилось, угощает его «Столичной» водкой и просит подождать, пока он сбегает в магазин за новыми транзисторами для машины времени. Иван Грозный остаётся в квартире, адаптируется к современному быту и оказывается вовлечённым в столкновения с современными героями. Ему удаётся помирить Зину и приехавшего к ней за своим чемоданом Якина. Зина и Якин помогают царю одеться в спортивный костюм Шурика, чтобы соседи ничего не заподозрили. Парочка уезжает в Гагры, в то время как новая любовница режиссёра обзванивает всех знакомых, хвалясь, что едет в Гагры с Якиным.
Переодетый Иван Грозный ведёт себя воинственно по отношению к Шпаку, оценив того как холопа, неправильно подающего челобитную царю; ругается с Ульяной Андреевной Буншей, которая приняла царя за своего мужа, напившегося у соседей. Перепуганная жена управдома вызывает психиатров, которым говорит, что у «Бунши» будто бы белая горячка, а Шпак звонит в милицию, чтобы сказать им, что Шурик приютил в своей квартире «живого царя».
В царском времени тоже неспокойно: Бунша всеми признаками выдаёт, что он не настоящий царь, а Милославский ведёт дела за него. Приём шведского посла чуть не закончился скандалом — Бунша уже почти отдаёт шведам Кемскую волость, но Милославский одёргивает его и сообщает послу, что нужно посовещаться. Во время пира Иван Васильевич Бунша заигрывает с миловидной супругой Ивана Грозного, Марфой Васильевной, и напивается.
Войско, посланное на Изюмский шлях, возвращается и поднимает бунт. Стрельцы врываются в царские палаты, чтобы пленить самозванцев. Но в этот момент наконец срабатывает починенная Шуриком машина времени, и Иван Васильевич Бунша с Жоржем Милославским возвращаются в XX век. Милиционеры задерживают Ивана Грозного по вызову Шпака и принимают его ответы на допросе за бред сумасшедшего. Бунша сдаётся сам, заявляя, что «незаконно» временно исполнял обязанности царя (так как его принуждал Милославский). Иван Грозный, услышав это, набрасывается на своего двойника, и завязывается драка.
Санитары психиатрической бригады «скорой помощи», прибывшей вместе с нарядом милиции, надевают на обоих «ненормальных» участников потасовки смирительные рубашки. Милиция подводит обоих Иванов к Ульяне Андреевне для опознания. Она признаёт своего мужа и в Бунше, и в царе. Решив, что она тоже сошла с ума, Ульяна Андреевна снимает парик и отправляется вместе с двойниками в психбольницу.
Милославский надевает белый халат Шурика и пытается скрыться под видом медика. Санитары и переодевшийся медработником Милославский выводят «пациентов» на улицу. В этот момент милиционеры, обнаружив в оставленной Жоржем Милославским куртке его же справку об освобождении, узнают, что у них в руках находился сам Жорж Милославский. С балкона они кричат об этом врачам, и все бросаются в погоню за Милославским. Воспользовавшись суматохой, Иван Грозный выбегает из машины «скорой помощи» и бежит в квартиру к Шурику, который снова запускает свою машину времени. Открывается вход в палаты, и Иван Грозный возвращается в своё время, но при этом снова пугается кошки Шурика, бросает в неё шапкой и убегает, забыв забрать эту шапку.
«Кавка́зская пле́нница, или Но́вые приключе́ния Шу́рика» — художественный фильм, снятый Леонидом Гайдаем. Сценарий к картине написан Яковом Костюковским и Морисом Слободским при участии режиссёра[⇨]. Съёмки проходили в 1966 году в павильонах «Мосфильма», а также в Крыму — на базе Ялтинской киностудии, на Кавказе — в районе Красной Поляны и в Абхазии — в долине озера Рица[⇨]. Роли исполняли Александр Демьяненко, Наталья Варлей, Владимир Этуш, Фрунзик Мкртчян, Руслан Ахметов, Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов и др[⇨]. Действие фильма происходит на Кавказе. В основе сюжета — приключения собирателя фольклора Шурика, который, находясь в южном городе, оказывается втянутым в историю с похищением девушки Нины[⇨]. Инициатор похищения — номенклатурный работник районного масштаба товарищ Саахов; в роли его кунаков выступают персонажи комедийной троицы — Трус, Балбес и Бывалый[⇨].
Картина, жанр которой определён как эксцентрическая комедия, наполнена трюками, гэгами, элементами клоунады. По мнению исследователей, режиссёр использовал в ленте опыт представителей немого кинематографа — в частности, Чарли Чаплина и Гарольда Ллойда[⇨]. Музыку к фильму написал композитор Александр Зацепин, автор песенных текстов — Леонид Дербенёв. После сдачи картине была присвоена первая прокатная категория. На экраны кинотеатров СССР «Кавказская пленница» вышла 3 апреля 1967 года[
«Кавка́зская пле́нница, или Но́вые приключе́ния Шу́рика» — художественный фильм, снятый Леонидом Гайдаем. Сценарий к картине написан Яковом Костюковским и Морисом Слободским при участии режиссёра[⇨]. Съёмки проходили в 1966 году в павильонах «Мосфильма», а также в Крыму — на базе Ялтинской киностудии, на Кавказе — в районе Красной Поляны и в Абхазии — в долине озера Рица[⇨]. Роли исполняли Александр Демьяненко, Наталья Варлей, Владимир Этуш, Фрунзик Мкртчян, Руслан Ахметов, Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов и др[⇨]. Действие фильма происходит на Кавказе. В основе сюжета — приключения собирателя фольклора Шурика, который, находясь в южном городе, оказывается втянутым в историю с похищением девушки Нины[⇨]. Инициатор похищения — номенклатурный работник районного масштаба товарищ Саахов; в роли его кунаков выступают персонажи комедийной троицы — Трус, Балбес и Бывалый[⇨].
Картина, жанр которой определён как эксцентрическая комедия, наполнена трюками, гэгами, элементами клоунады. По мнению исследователей, режиссёр использовал в ленте опыт представителей немого кинематографа — в частности, Чарли Чаплина и Гарольда Ллойда[⇨]. Музыку к фильму написал композитор Александр Зацепин, автор песенных текстов — Леонид Дербенёв. После сдачи картине была присвоена первая прокатная категория. На экраны кинотеатров СССР «Кавказская пленница» вышла 3 апреля 1967 года[