Найти в Дзене
AppleBlocks

Обучение ребёнка счёту и другим математическим знаниям

Оглавление

Ребенок не способен самостоятельно постигнуть основные, глобальные идеи и принципы, которые вырабатывались величайшими мыслителями Земли на протяжении столетий. Ему необходимы помощь и поддержка при ознакомлении с ними со стороны взрослого.

Изображение Pexels с сайта Pixabay
Изображение Pexels с сайта Pixabay

Арифметика

Малыши начинают запоминать цифры, когда родители несколько раз пересчитывают для них вслух предметы - например, пальцы на руках, машины около дома, свечи на торте, количество игрушек в коробке, а также рассказывают стишки или показывают на картинках. Взрослые обучают ребенка всякий раз, когда употребляют выражения "больше, чем" или " меньше, чем", "пока не съешь еще одну ложку каши, не пойдешь играть”. Даже простое сложение двух чисел требует достаточно больших усилий. Во-первых, ребенок должен понимать самую суть математического сложения. Во-вторых, он должен уметь проводить его в уме. В-третьих, ему необходимо понимать, что такое "+" и "-". И в-четвертых, он должен полностью понять смысл предложения "Два и два равняется четыре". Родителям придется помогать своему чаду на каждой из этих ступеней. Также важно объяснять ребенку не только порядковый счет, но и обратный, понятия “ноль”, “столько же”, “больше/меньше”.

Что действительно имеет значение, так это подход самого ребенка к знаниям. Малыш должен получать от них удовольствие - как от занимательного и не слишком сложного процесса. Так, многие родители невольно убеждают своих детей в трудностях математики. И те начинают бояться чисел. Во сколько лет обучать ребенка счету решает сам родитель. Условный возраст - 3 года.

Вот примеры игр, которые будут полезны каждому малышу: игра- бродилка с жетонами, магниты с изображением цифр, пирамидка с кольцами, пазлы по номерам, числовые лабиринты. Если вводить простейшую арифметику в повседневную жизнь ребенка с раннего возраста, то эта наука дастся легко.

Идеи, чтобы помочь ребенку научиться счету:

• Во время купания понаблюдайте вместе, как предметы плавают, тонут, наполняются водой. Позже сможете использовать кубики льда или, например, подкрашенную в разные цвета жидкость и вплотную подойти к изучению массы и объема.

• Замесите тесто из муки и воды и позвольте ребенку поиграть - разминая пальцами, придавая куску всякие формы и разделяя его на несколько частей, получая таким образом представление о количестве.

• Игры, требующие умения сортировать предметы по определенным признакам.

• Игрушки, состоящие из нескольких частей: матрешки, пирамидки. Они дадут ребенку хорошую практику в координации движений глаз и рук.

Размеры и масса

Представление о форме предмета наиболее легко приобретается ребенком посредством складывания частей картинок в одно целое или подбора предметов по признаку. Малышу необходимо будет освоиться с понятиями "вверх" и "вниз" и как соотносятся друг с другом разные части предмета. "Правильность" совершаемых им действий благотворно влияет на мышление.

Из всех подобных игрушек можно выделить два основных типа. Первый - так называемые "головоломки-острова": каждая составная часть их сама по себе является законченной - это может быть, например, фигурка животного, которую нужно вставить в фигурный вырез, соответствующий ее контурам в общем рисунке. Второй тип - составные головоломки. Отдельные кусочки необходимо подгонять друг к другу, так, чтобы из них получилась цельная картина.

Советы по поводу головоломок:

• Убедитесь, что отдельные детали головоломки достаточно большого размера. Если детали слишком маленькие, ребенок сможет нечаянно проглотить какую-нибудь из них.

• Цвета игрушки должны быть яркие и чистые.

• Не заканчивайте за ребенка начатую им работу, просто помогите ему советами и дайте почувствовать, что с заданием он справился собственными силами.

Математические занятия должны быть как можно более разнообразными. Продумайте практические упражнения: например, попробуйте вместе с ребенком определить, сколько потребуется воды из одной баночки, чтобы наполнить до краев другую, поменьше, сколько фасоли поместится в разные по объему горшках.

Маленьким детям для того, чтобы научиться сравнивать предметы между собой, требуется достаточно долгая практика. Для начала лучше всего научить детей измерять разные вещи с помощью различный частей тела - сколько в них содержится полных размахов рук, расстояний между большим и указательным пальцами руки. Затем можно перейти к использованию линеек.

Освоиться со взвешиванием разных предметов несколько сложнее. Ребенку сначала требуется понять, попробовав самому взять в руки, что одни предметы тяжелее других. Начать лучше с простых рычажных весов - на них нагляднее всего видно, какие предметы тяжелее, а какие легче, и именно посредством таких весов ребенок быстрее способен усвоить понятие равновесия.