Все помнят отечественную экранизацию Вальтера Скотта "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго" режиссера Сергея Тарасова. Но я не припомню, чтобы кто-то всерьез анализировал расхождения с первоисточником. Точнее, одно принципиальное расхождение. У Скотта была мощная тема антисемитизма. По понятным причинам, в советском фильме от нее пришлось отказаться. Злоключения прекрасной Ребекки были либо выброшены, либо переданы леди Ровене (например, угроза самоубийства во избежание потери чести). Жаль, конечно, ведь, например, в американской экранизации Ребекку сыграла сама Элизабет Тэйлор...
Однако Тарасов оставил в фильме то, что сейчас называется "пасхалка" (или, если угодно, "ханукалка"!)))))). Ребекка с отцом хоть ненадолго, но появляются на экране в эпизоде рыцарского турнира. Это даже не камео, это почти актерская массовка. Тем не менее, на эти крохотные роли он пригласил талантливых и известных актеров.
Ребекку сыграла питерская актриса Марина Ливанова (успевшая блеснуть своей ослепительной красотой в костюмных фильмах "Принцесса на горошине" и "Дуэнья"). Мне повезло ее увидеть на эстраде - она уморительно показывала типажи абитуриентов актерского факультета...
Ее отца, ростовщика Исаака сыграл выдающийся актер Григорий Лямпе из тетра на Малой Бронной, едва ли не самый колоритный еврей отечественного экрана. Достаточно вспомнить его жулика Ковальского из "Следствие ведут ЗнаТоКи"...
Развернуться он смог только в постсоветскую эпоху, сыграв в "Биндюжнике и короле", "Блуждающих звездах", "Как шутят в Одессе"... Закончил свой путь он в Израиле, работая в театре "Гешер".
В общем, Тарасов подмигнул нам с экрана: мол, "я все понимаю, но и вы поймите - в Госкино же, как поет мой любимый Высоцкий, "антисемит на антисемите"!"))))