В прошлых постах была затронута тема золота, как опасного инструмента, способного обрушить фондовые рынки и реальные секторы экономик, о том, как цена на золото подавляется структурированной фондовой биржей, называемой ETF. Сегодня хочу немного рассказать об архитектуре этой системы, регулирующей практически большую часть рынка физического золота (слитков).
Начну немного с истории. В 1987 году была создана организация «Всемирный совет по золоту» (англ. World Gold Council) основными производителями золота в мире, «с целью стимулирования спроса на золото». В настоящее время членами Всемирного Совета по золоту являются компании, на долю которых приходится около 60% мировой добычи и производства золота. Штаб-квартира и хранилища с золотыми слитками находятся в Великобритании, Лондоне. Помимо лондонской штаб-квартиры, имеются свои подразделения в США, Нью-Йорк, и в шести странах Азии. Хоть Совет и декларирует стимулирование спроса на золото, фактически же фондовые биржи, запущенные Советом, этот спрос снижают, удовлетворяя доступ к физическому золоту, т.к. обладают самым крупным в мире запасом слитков золота.
В 2002 году у доллара, как резервной валюты появился конкурент – введенный в наличное обращение евро, что подшатнуло некую стабильность относительно крупных фондовых рынков, к тому же в 2001 году в крупнейшей экономике мира, США, произошла рецессия из-за банкротства доткомов, на которую наложились эффект 11 сентября и начало войны в Афганистане. В 2003 году Совет принимает решение разработать структуру своего первого в мире ETF в Австралии – Gold Bullion Securities со штаб-квартирой в Джерси, Великобритания, слитки фонда находятся на хранении в банке HSBC в Лондоне. Крупнейший ETF-фонд Австралии, ETF Physical Gold (GOLD) так же хранит свои слитки в том же банке.
В ноябре 2004 года Совет спонсировал листинг золотых акций SPDR (GLD) на Нью-Йоркской фондовой бирже. Сейчас SPDR (GLD) владеет активами более чем на $50 млрд., что делает его вторым по объему ETF.
Так что такое ETF?
Инвесторы покупают акции в биржевых фондах (ETF) так же, как они покупают акции в котирующихся компаниях. Разница в том, что ETF-фонды отслеживают какую-то внешнюю цену - обычно такой индекс, как FTSE 100 или цену такого товара, как золото, - в то время как другие котирующиеся на бирже компании пытаются генерировать свою собственную стоимость. Инвесторы покупают ETF, чтобы получить доступ к доходности конкретного актива. Это может быть индекс, подобный FTSE 100, или товар, например, цена на золото. Поэтому, к примеру, к SPDR (GLD) не допускаются иностранные инвесторы. В отличие от других листинговых компаний, ETF-фонды, особенно золото, не стремятся торговать со значительной премией или скидкой (хотя это и происходит ): как только поднимается цена на акцию, некоторое количество акций обменивается некоторое количество золотых слитков, таким образом обеспечивая избыточное поступление физического золота на рынок. Благодаря таким действиям, рост таких акций значительно ниже фондового рынка, что делает вложение в золото невыгодным.
Владение большим объемом физических активов не устраняют риски спекуляций на хеджировании или посредничестве. В 2005 году Совет принял решение о выкупе 10% акций своего конкурента BullionVault, онлайн-платформы, упрощающей покупку физического золота. До выкупа у платформы не было физических активов. Со слов же управляющего директора по инвестициям Всемирного совета по золоту, к 2010 году BullionVault увеличила свои активы под управлением с $0 до более чем $1 млрд за пять лет. Очевидно, что речь идет о стремлении к монополизму и внедрению общей модели золотого рынка. Это может прозвучать смешно, т.к. возможно, возбудит ценителей теорий заговора, в 2010 году аж сам Ротшильд присоединился к Всемирному совету по золоту для инвестиций в BullionVault. Тогда он был обеспокоен ростом цены на золото: цена на тот момент составила исторический максимум на фоне мировых финансового и экономического кризисов. Это действительно так: каждый раз, как происходит какой-то кризис, резко поднимается цена на золото, а суверенный долг государства обесценивается. Тот же BullionVault сейчас вылезает в рекламе практически везде в британских СМИ, предлагая сами слитки, хотя изначально торговал только ценными бумагами на золото. И кто сейчас больше всего озабочен поддержанием низкой стоимости стоимости? Американцы, в меньшей степени британцы, и страны с развитой формой экономики – те самые «филиалы» WGL, чья устойчивость сохраняется за счет постиндустриальных форм обеспечения суверенного долга. По прогнозам западных экспертов считается, что Россия и Иран (развивающиеся страны) – это две страны, способные легче всего пережить кризис из-за специфически устоявшейся экономической традиции между рыночными отношениями и натуральным хозяйствованием.