Привет! Я Мила – твой проводник в мир эмоций на Дзене.
Мы, как родители, всегда спешим на помощь нашим детям со словами «Не волнуйся, сейчас всё исправим!». И не важно, что случилось. Не получилось насыпать песка в ведёрко, сесть на стул, уточнить домашнее задание у учителя, оспорить оценку и так далее.
Ну, да, скажешь ты. Что тут необычного? Мы это делаем инстинктивно, спасаем потомство ради продолжения рода. Согласна. Я ведь тоже мама.
Но в дальнейшем, такое «полезное» поведение только навредит детям. Если мы позволим им преодолевать препятствия, научим отстаивать свои интересы, двигаться вперёд, несмотря на неудачи, мы воспитаем их стойкими и готовыми принимать любые вызовы жизни.
Почему детям полезно преодолевать трудности самостоятельно
Представь, что ты поднимаешь тяжести в тренажерном зале. При первом же признаке трудности и напряжения, к тебе подбежит благонамеренный тренер и поднимет тяжесть за тебя. И так каждый раз.
Ты собираешься накачать мышцы? Стать сильнее? Как ты вообще узнаёшь, насколько сильной можешь быть?
Независимо от того, насколько благи и чисты наши намерения, ту же самую концепцию мы применяем, когда бежим на помощь при первой же трудности и не позволяем детям справляться самостоятельно.
Если мы всегда будем решать проблемы детей, они никогда не научатся решать их сами. Наше заблуждение, что дети не могут справляться с трудностями самостоятельно и поэтому сдаются при первой же попытке.
Анджела Дакворт, автор книги «Твердость характера», объясняет: «Важно то, что ребёнок проявляет упорство, даже, если он решает задачу дольше, чем, возможно, удобно для некоторых из нас.»
Эти несколько мгновений дискомфорта учат ребёнка упорству, а не сдаваться и ждать, пока другие придут на помощь. Так дети узнают, что они могут справляться с трудностями самостоятельно и это развивает в них силу характера, трудолюбие, настойчивость и установку на рост. Мы же этого хотим для своих детей? Не просто хороших оценок и медалей, верно?
И так, 6 способов научить ребёнка преодолевать трудности
Смотреть со стороны, как ребёнок пытается и разочаровывается, удовольствие сомнительное. Иногда даже мучительно больно наблюдать за этим.
Вот, что поможет проживать эти моменты и развивать настойчивость родителям и детям.
Дети не всегда ждут от нас помощи, иногда им необходимо, чтобы их выслушали. Слушай, когда ребёнок говорит тебе о своей проблеме. А когда накатывает желание вывалить 100500 решений, делай глубокие вдохи и борись со своим желанием.
Вот, что тебе в этом поможет:
- Предложи выбор, например: «Ты хочешь продолжить самостоятельные попытки, сделать перерыв или попросить о помощи?»
- Проверь чувства ребёнка: «Ты выглядишь разочарованным. Я понимаю, почему ты так думаешь.»
- Задайте своему ребёнку открытые вопросы: «Как ты думаешь, ты можешь это решить?» или «Какие решения ты уже пробовал? А что ещё можно попробовать?», «Давай вместе проведем мозговой штурм». Пусть ребёнок возьмет инициативу в свои руки. Не настаивай на своём.
- Если ребёнок действительно застрял, попробуй подсказать с помощью вопросов: «Как ты думаешь, что произойдет, если ты попытаешь сделать _____?».
- Можешь спросить: «В чем тебе нужна моя помощь?». Этот вопрос даёт ребёнку понять, что на тебя можно положиться, но у него есть право выбора и свобода действий.
Когда ты сама сталкиваешься с трудностями, используй те же самые слова и поведение, которые ты хочешь видеть и слышать от своего ребёнка.
- Используй фразы: «Это трудно. Мне нужен перерыв», «Это трудно, но я буду продолжать стараться», «Это трудно. Может ты мне поможешь?».
- Попроси ребёнка помочь тебе в мозговом штурме и найти новые решения.
- Избегай негативно говорить о себе: «Я не могу этого сделать», «Криворукая» и т.д. Если ты теряешь самообладание, сделай глубокий вдох и скажи себе: «Я справлюсь».
- Сосредоточься на позитиве. Какой урок ты вынесла? Чему научилась? А что улучшилось? Ты справилась с трудностью, насколько это было здорово?
Эти стратегии учат детей принимать то, что иногда бывает трудно, иногда мы расстраиваемся, и это нормально.
Речь не идёт о том, чтобы быть совершенным или добиваться результата с первого раза. Это способы попробовать различные стратегии и в конечном итоге добиться прогресса. И, в какой-то степени, это даже интереснее, чем просто добиться результата.
Как можно раньше развивай в ребёнке чувство уверенности в себе, позволяя ему самостоятельно выполнять обязанности, которые соответствуют его возрасту.
Это может быть: самостоятельно одеться, собрать игрушки, приготовить еду, например, хлопья или тосты, застелить постель и другие домашние обязанности, в зависимости от возраста ребёнка.
Согласна, зачастую нам проще и быстрее сделать это самим. Но, если мы проявим терпение и позволим ребёнку самостоятельно справиться с задачей, он поймёт, что он в состоянии преодолевать трудности.
Запомни: чем больше дети проявляют настойчивость и упорство на пути к успеху, тем больше у них будет желания не сдаваться, преодолевать трудности и доводить начатое до конца в будущем. Здесь помогут напоминания ребёнку о его предыдущих трудностях, с которыми он справился.
Напомни о задачах, которые когда-то были сложными, но со временем стали легче. Какие сильные стороны у ребёнка? Как ему удалось развить в себе эти сильные стороны?
Расскажи о своём опыте, когда ты проявила упорство, не сдалась и добилась результата. Напомни, что все проявляют настойчивость, чтобы достичь результата. Это естественно, нормально и даже хорошо! Вместе с настойчивостью и упорством приходит рост.
Есть много примеров известных людей, которые настойчиво прошли через испытания и достигли невероятного успеха. Например, Джоан Роулинг отфутболивали 12 раз с Гарри Поттером, прежде чем она нашла издателя. А что, если бы она просто сдалась?
Когда ребёнок добьется успеха, подкрепи его опыт такими словами: «Ты сделал это! Ты продолжал делать и ты ... ___________!» Говори о гордости, радости или облегчении, которые он чувствует. Упоминай об этом разговоре, когда ребёнок снова столкнется с трудной для него задачей.
Шаг 1: Что я чувствую? Помоги ребёнку понять, что он чувствует в этой ситуации. Когда мы называем чувства и эмоции, мы снижаем их заряд. Это позволяет сделать нам шаг назад и увидеть всю ситуацию целиком.
Шаг 2: в чем проблема? Попроси ребёнка описать проблему. Убедись, что ребёнок берёт на себя ответственность за своё поведение, а не указывает пальцем.
Шаг 3: Какие существуют решения? Мозговой штурм потенциальных решений. Они не обязательно должны быть «хорошими» идеями, вы сузите их позже.
Шаг 4: Что произойдет, если...? Обсудите, что может произойти, если ребёнок попробует каждое решение. На этом этапе уместна ролевая игра. Является ли решение безопасным? Разве это справедливо? А как будут чувствовать себя другие?
Шаг 5: Что я буду пробовать? Попроси ребёнка выбрать и попробовать одно решение. Если это не сработает, обсудите, почему и выберите другой. Поощряй ребёнка продолжать попытки, пока проблема не будет решена.
Используй этот алгоритм последовательно, и не забудь сама его применять. Вы можете даже создать такой плакат вместе и повесить на видном месте, чтобы напоминать себе о шагах.
Конечно, это не значит, что ты никогда не должна помогать своему ребёнку. А когда же помощь будет уместной?
- Проблема безопасности.
- Задача не соответствует возрасту и развитию ребёнка.
- Ребёнок не обладает навыком для решения этой задачи.
- Ребёнок перепробовал несколько стратегий и проявил настойчивость, но пока не достиг результата. В этом случае предложи руководство и помощь. Затем обсуди, что нового он узнал и обязательно похвали за усилия.
Последняя мысль
Успех и достижения не всегда связаны с талантом. Чаще всего это готовность бороться, проявлять настойчивость, упорство и продолжать идти вперёд. Хорошая новость заключается в том, что этой важной способности можно научить!
К сожалению, есть только два способа преподать этот ценный урок нашим детям: собственным примером и давать им возможность справляться с трудностями самостоятельно. Это нелегко, но эти шесть стратегий, которыми я поделилась здесь, помогут тебе на этом пути.
Измени фразу «Я могу решить!» на «Ты можешь решить!» и твой неунывающий и решительный ребёнок будет тебе благодарен!
Напиши в комментариях, а как ты помогаешь своему ребёнку, когда он говорит, что у него не получается?