Правда ли, что без домашнего задания язык не выучишь?
Репетиторы часто заявляют: «Если ученик приходит с несделанным домашним заданием, я один раз прощаю, но в случае повтора сразу отказываюсь от такого ученика. Все равно без домашней работы ничего хорошего не выйдет». Причем если вы думаете, что репетиторы говорят это только про учеников школьного возраста, то ничего подобного. Многие придерживаются той же линии и со взрослыми учениками. Мол, не делаешь «домашку» – до свидания, не сработаемся!
Неужели без домашних заданий - никак? Настолько никак, что можно ставить на сотрудничестве с учеником крест?
Давайте подумаем: для каких целей вообще нужно домашнее задание? И можно ли достичь этих целей без него?
Первая цель: отработать и закрепить пройденный материал. Если совсем просто: представим, что для закрепления какой-то темы нужно сделать 20 упражнений. Мы делаем пять на занятии, пять дома, еще пять на следующем занятии и пять в следующей домашней работе. Так мы за два занятия прорабатываем эти 20 упражнений.
А теперь представим, что ученик не делает домашнее задание. Нет проблем. Нам просто придется сделать эти же 20 упражнений за 4 занятия, по пять каждый раз. Да, так мы осваиваем материал дольше, но причина ли это отказываться от работы с учеником? Конечно, нет.
Тут у преподавателей, как правило, наготове второй аргумент. «Ведь без домашней работы не будет повторения материала между занятиями! Он же к следующему занятию все забудет!» Но если отбросить иллюзии… То, что ученик сделает домашнее задание в один присест в какой-то день между занятиями (а чаще в день самого занятия) сильно на ситуацию не повлияет. И если человек занимается не каждый день, то простои без языка между занятиями никуда не денутся. Поэтому, честно говоря, обоснование так себе. Если ученику нужно ежедневно взаимодействовать с языком, то это достигается не домашним заданием.
Ну и наконец, многие преподаватели возлагают на домашнее задание этакую воспитательную функцию: выстроить иерархию в отношениях преподаватель-ученик. От этого, кстати, и происходят ситуации, когда преподаватель видит в несделанном домашнем задании неуважение к себе. «Он не сделал домашнее задание, он не уважает меня, не ценит мой труд и то, чем мы занимаемся! Я не могу с ним работать!»
Ну что сказать на это? Все это – внутри головы преподавателя. У ученика есть своя система ценностей и приоритетов, согласно которой он распределяет свое время и силы. Если мой предмет стоит в этой системе ценностей не на том месте, на каком я хочу его видеть, это не значит, что его там нет совсем. Ведь ученик пришел ко мне и выделил время, силы и средства на сами занятия. А это уже что-то значит.
Я считаю, что можно осваивать английский и без домашних заданий. Более того, я как репетитор должна быть готова к тому, что для многих моих учеников время занятия – это максимум того времени, что они готовы или могут выделить на язык. Так сказал английский преподаватель Хью Деллар – и я с ним согласна. Единственная проблема, с которой мы сталкиваемся в этом случае – что скорость освоения языка будет ниже. Но это можно объяснить клиенту и предоставить ему выбор: выполнять домашнее задание, увеличить частоту или продолжительность занятий или просто идти в своем темпе. Ведь обычная формула работает и здесь: чем меньше времени мы тратим на прохождение пути, тем меньше мы продвигаемся вперед.
А вот без чего действительно нельзя выучить язык – так это без самостоятельной работы. Но это уже другая тема.