В Красногорском архиве кинофотодокументов много фотографий и пленок, рассказывающих о Венской наступательной операции, начавшейся в марте 1945 года. От Венгрии до Вены вместе с армией прошла съемочная группа из восьми кинооператоров.
Текст: Юлия Эггер, фото предоставлено автором, а также пресс-службой архива кинофотодокументов
Благодаря их работе мы видим теперь на экране бои за австрийскую столицу. Их кадры стали доказательствами зверств фашистов на Нюрнбергском процессе. Один из фронтовых летописцев – инженер-капитан, военный кинооператор Семен Стояновский – покоится в австрийской земле. Находившийся рядом с ним в момент смертельного ранения кинохроникер Иван Чикноверов (1911–2004) также был ранен.
НА БОЕВОМ ПОСТУ
В архиве семьи Чикноверовых нет военных кинопленок, но сохранилось несколько фотографий, запечатлевших город вальса, живых и мертвых.
«Служба наша была не столь романтичной, как это может показаться, и нередко сопрягалась с риском для жизни», – цитировала четверть века назад слова Ивана Александровича Чикноверова известный сценарист, литератор, журналист Людмила Варшавская.
Фронтовые дороги советских солдат и офицеров стали и фронтовыми дорогами военных кинооператоров, жизнь бойцов – их жизнью.
В документах о награждении инженер-капитана Чикноверова о его подвиге рассказывается точно так, как обычно описываются подвиги обычных солдат и офицеров: «проявил смелость и выдержку», «находился на боевом посту».
Александр Чикноверов называет отца «железным человеком», потому что он умел все: и снимать, и рисовать, и делать мебель, и вести хозяйство. Награды, документы, фотографии, рисунки, статьи из газет бережно хранятся в альбомах и коробках – все осталось так, как сложил при жизни отец. Бóльшая часть фотографий оцифрована сыном, подписаны имена и даты.
О большинстве документов и фотографий Александр Иванович может рассказывать часами, но все же сетует на то, что отец почти не говорил о войне и не написал ни строчки воспоминаний.
Сохранилось лишь несколько публикаций, в которых Иван Александрович Чикноверов, оператор и режиссер документального и научно-популярного кино, фронтовой оператор, заслуженный деятель искусств Казахской ССР, вспоминал о фронтовых буднях. И множество фильмов, в которые вошли его кадры. Военную хронику, отснятую Иваном Чикноверовым, можно увидеть в документальных фильмах «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), в фильме о разгроме Ясско-Кишиневской группировки немецких войск «Победа на юге» (1944), «Вена» (1945), во фронтовых киновыпусках «Белград» (1944), «Вступление Красной армии в Болгарию» (1944), в нескольких сериях послевоенной киноэпопеи «Великая Отечественная».
До начала войны Иван Чикноверов учился в Ленинградском институте киноинженеров, после окончания которого прошел срочную службу. Затем начал работать на студии «Туркменфильм» и даже попробовал себя в качестве помощника художника-мультипликатора.
С первых дней войны Иван Чикноверов служил в составе киногруппы Среднеазиатского военного округа, а затем – в составе фронтовой группы кинооператоров политуправления 3-го Украинского фронта.
Он снимал освобождение Украины, бои в Молдавии, Югославии, Венгрии, горящую Братиславу, сражения на подступах к Вене и бои на улицах австрийской столицы, встречу с американскими союзниками в австрийском Линце.
Одним из значимых и самых трагических военных эпизодов, которые зафиксировал объектив кинокамеры капитана Ивана Александровича Чикноверова, стали кадры в венгерском селе Веспрем перед самым началом боев в Австрии – за месяц с небольшим до окончания войны.
«Когда мы вошли сюда, то увидели страшную картину. Здесь, в местной кузнице, немцы выжгли на телах 27 захваченных ими бойцов пятиконечные звезды, потом привязали их к танкам и разорвали на части», – вспоминал Иван Александрович. Именно эти кадры на Нюрнбергском процессе стали одним из важнейших свидетельств фашистских преступлений.
ВЕНА, 1945-Й
Уже в 1945 году на экраны советских кинотеатров вышли документальные фильмы «Вена» и «Освобождение Австрии». В титрах нет имени Ивана Чикноверова, однако в кинокартинах есть кадры, которые были сняты им на подступах к столице и в самом городе. В числе авторов хроники указан Семен Стояновский.
Как и Иван Чикноверов, Шлема (Семен) Стояновский снимал Великую Отечественную уже в июне 1941 года.
С Иваном Чикноверовым они познакомились на 3-м Украинском фронте в июне 1944 года. Два капитана – ашхабадец Иван и киевлянин Семен – подружились. «Хороший был парень», – вспоминал Иван Чикноверов своего друга.
За съемки в Венгрии и Иван, и Семен были награждены орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 2-й степени. Их имена стоят совсем рядом в одних и тех же приказах о награждении, вышедших с разницей в 15 дней: 9 и 24 апреля 1945 года.
Вот что написано в наградных бумагах о Семене Абрамовиче Стояновском: «Лично участвуя в штурме будапештских кварталов, он под огнем противника лично заснял блокирование и захват немецкого гарнизона в доме, действия десантов автоматчиков, а также действия наших орудий, прямой наводкой расстреливавших опорные пункты врага. За время будапештской операции им заснято за время боев более 2 тысяч метров боевого репортажа».
А это – уже об Иване Александровиче Чикноверове: «Снимая бои по взятию Секешфехервара, он вступил в этот город с передовыми отрядами наших бойцов, дав яркие съемки уличных боев и ликвидации последних очагов противника… В момент прорыва вражеских войск через Дунай инженер-капитан Чикноверов находился в наших частях на боевом посту, смело снимая удары наших войск по противнику, пытавшемуся прорваться к окруженной в Будапеште группировке».
«Отец рассказывал о последних съемках, которые они вели с другом Семеном Стояновским», – говорит Александр Чикноверов и показывает одну из немногих видеозаписей отца. На мониторе – Иван Александрович Чикноверов в день своего 90-летия, 1 мая 2001 года. «Мы пошли на штурм дома. Он справа пошел, я – слева. Ему дали очередь [в живот], перебили кишечник. А я спасся тем, что сделал в витрину кульбит. Через два стекла вместе с аппаратом упал туда. Но все равно четыре раны я получил. Потом пришел солдат. Положили меня на плащ-палатку, потащили волоком. А первая помощь… Она прямо на улице. На открытом месте. Из козел сделали операционный стол… В общем, я выжил, а он погиб…».
«Когда его, тоже раненного, вытащили из огня, он, истекая кровью, оказывается, шептал: «Аппарат… сохраните аппарат… Не засветите пленку… Передайте в политуправление»… Нас с Сеней везли на одной машине. По дороге он все время говорил, что для него война скоро кончится. Его привезли в госпиталь и сразу же положили на операционный стол. Потом меня отправили в другой госпиталь. Спасти Семена не удалось», – рассказывал Иван Александрович Чикноверов в одном из ранних послевоенных интервью.
Двадцатисемилетний Семен умер в госпитале 22 апреля 1945 года, на восьмой день после ранения. Вена была уже взята. Приказ о награждении Ивана орденом Красной Звезды и Семена – орденом Отечественной войны 2-й степени вышел через два дня после смерти Стояновского – 24 апреля 1945 года.
Семена Стояновского похоронили в самом центре Вены, в Народном саду, напротив здания парламента. На фото у могилы однополчанина его друзья. Иван Чикноверов – слева от могильного камня.
В октябре 1956 года могилы из центра Вены перенесли на Центральное кладбище австрийской столицы – в самый большой австрийский некрополь, где похоронены великие австрийские композиторы, музыканты, актеры, президенты. Среди более чем 3 миллионов надгробий – около 700 братских и индивидуальных могил советских военнослужащих, в которых покоится более 3 с половиной тысяч человек.
Военная жизнь Ивана Александровича Чикноверова закончилась 15 августа 1945 года. Тем не менее он еще долгие годы был военнообязанным и по-прежнему оставался военным кинооператором.
Как минимум три страны считают его своим: Туркмения, поскольку Иван Александрович родился в Ашхабаде, Казахстан – в Алма-Ате он жил и работал большую часть жизни, там же получил почетное звание заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, и Россия – в Вязьму он переехал на постоянное место жительства вместе с семьей из Казахстана.
ПАМЯТИ ВОЕННЫХ КИНОХРОНИКЕРОВ
В этом году в России появятся два памятника фронтовым кинооператорам. Один – в Санкт-Петербурге, перед Государственным университетом кино и телевидения: закладной камень на месте будущего мемориала установлен там прошлым летом.
Второй памятник будет установлен в Москве. В День Победы перед фасадом Российского государственного архива кинофотодокументов в Красногорске запланировано открытие архитектурно-скульптурной композиции «Фронтовым кинооператорам и фотокорреспондентам посвящается». Авторы мемориала – художники-монументалисты Мария Татевян, Олег Калинин, Станислав и Андрей Смольяниновы, архитектор Яна Браговская.
Один из монументов работы Марии Татевян и Олега Калинина – скульптурная композиция «Сынам России и Советского Союза, погибшим на словенской земле в годы Первой и Второй мировых войн», идеей для создания которого послужила песня Яна Френкеля на слова Расула Гамзатова «Журавли». Памятник был открыт в июле 2016 года президентом России Владимиром Путиным и президентом Словении Борутом Пахором в Любляне.
Памятник фронтовым кинооператорам в Красногорске станет единственным в мире монументом, посвященным тем, кто остался за кадром.
Военные кинооператоры редко попадали в объектив, а кадры, в которых была видна тень человека с камерой, обычно не включали в фильм. В титрах не всегда указывали имена тех, чья съемка использовалась при монтаже. Но все снятое военными кинохроникерами – это бесценный материал, рассказывающий о каждом шаге на пути к Победе.
В их кадрах снова и снова оживают те, кто не вернулся из боя. Города и села, великие сражения, мужество и самоотверженность, слезы и горе и те, кто стал их причиной, радость освобождения – множество деталей, создающих образ Великой Победы, хранится на пленках в Красногорском архиве.
За основу образа памятника в Красногорске взят реальный человек – кинооператор капитан Владимир Сущинский, изображенный за секунду до своей гибели во время съемок боев за Бреслау 22 февраля 1945 года. Момент смертельного ранения Владимира Сущинского можно увидеть в фильме «Фронтовой оператор», вышедшем в 1946 году: кадр с изображением боя останавливается и изображение пропадает.
Военных кинохроникеров было около 300. В титрах к документальному фильму «Рядом с солдатом», вышедшему в 1975 году, называются 257 имен тех, кто воевал с кинокамерой в руках все 1418 дней войны. По сохранившимся монтажным листам, говорит киновед-архивист Владимир Михайлов, можно назвать 308 операторов и ассистентов, а также 107 административных киноработников, режиссеров, звукооператоров, входивших в состав фронтовых групп. Каждый второй фронтовой кинооператор был ранен, каждый пятый погиб.