Найти тему

Древний обряд перемывания костей.

В этой статье речь пойдет о древнем обряде у разных народов о перемывании костей умершего и повторном перезахоронении, связанное с поверьем о загробной жизни.

Сейчас практически нигде на земном шаре не воспринимают эти слова буквально, скорее как распространение слухов и сплетен о человеке, но раньше это действительно был существующий обряд. В разных странах по-разному, но в основном по истечении трех лет после захоронения, кости умершего доставали родственники (3 года как раз достаточное время, чтобы от тела человека остались только кости и процесс разложения закончился) и производили ритуал омовения костей. Как правило в этом малоприятном процессе прибегали к услугам людей низшего сословия. Это выполняли калики- перехожие, нищие, люди с тяжелыми заболеваниями, которые были рады заработать хоть какую-то копеечку. То есть это был важный обряд, но сам процесс омовения считался чем-то неприятным, грязным. Занимались этим процессом маргиналы, «пропащие» люди. Они промывали кости, а родственники потом заново хоронили умершего. Он считался чистым и отмытым от грехов. Его грехи теперь переходили на тех, кто занимался этим малоприятным делом.

Смысл всего этого действа был в том, что после разложения тела, душа умершего человека освобождалась и вторичное захоронение являлось последним этапом похоронного обряда. Если тело к данному моменту не разлагалось, это означало, что при жизни человек совершил много грехов.

В Израиле обряд проходил следующим образом: на специальном омывательном камне тело усопшего мыли, натирали благовониями, затем помещали в ниши этого камня, на 40 день тело разлагалось и кости мыли на том же камне, только потом переходили к процессу погребения. Смысл ритуала был в том, чтобы умерший покоился с миром.

Такой обряд проводился и в Древней Руси, но со временем от него отказались. А вот, например, в Мексике такой ритуал проводят ежегодно, несмотря на то,что это католическая страна.

В Индонезии на острове Сулавеси народность тораджи проводят фестиваль – Манене, что значит «Очищение». Раз в три года местные жители достают из могил своих покойных родственников, помещают их на солнце, по возможности приводят в порядок старую одежду, если осталась кожа и волосы – за ними тоже ухаживают и причесывают. Далее они выходят с умершими на улицу и «прогуливаются» по деревне. Затем снова захоранивают. Если в современной цивилизации это признак «дикости», то у народа тораджи смерть считается чем-то более высоким, чем жизнь, отсюда и такое почтительное отношение к покойникам.

В Индии, например, есть такое поверье, если кто ругает человека за глаза, «перемывает ему кости», то, тем самым, чистит ему карму. Ровно настолько чистит карму ругаемому, насколько загрязняет свою. Так что у этого древнего обряда, есть вполне современное философское подкрепление.