Ох, уж, этот фиолетовый кварц, застывшая в камне фиалка, волшебный аметист! Лучшими разновидностями таких природных сокровищ всегда считались камни из российских земель. Именно поэтому наши аметисты разлетелись по всему свету и украсили драгоценные вещицы королевских особ в прошлом и позапрошлом столетиях.
Сегодня хочется рассказать вам, дорогие читатели, и о более древних украшениях, которые ослепляли красотой чарующих кристаллов, «каменных фиалок». Когда археологи, работавшие в Новочеркасске еще в 1864-м году, обнаружили курган древних сарматов, они просто не ожидали, что увидят неземную красоту.
Корону из сияющего золота, выполненную мастерами первого века нашей эры. Драгоценное изделие, скорее всего, захоронили вместе со знатной жрицей. Диадема инкрустирована далеко не обычным крупным аметистом. В центре древние ювелиры поместили изображение головы античного женского божества, полностью вырезанного из фиолетового кварца. Россыпь цветного стекла и других каменьев дополняет прекрасное творение.
Как вы помните, жена русского царя Бориса Годунова была женщиной не только красивой, но и амбициозной. Поэтому требовала для себя лучших нарядов и украшений. Так, государыня Мария владела сказочной короной, инкрустированной не только яркими аметистами, но нежно-голубыми сапфирами.
Когда супруга императора Австрии Мария-Терезия раздумывала над необычным ювелирным подарком для правителя, она мечтала о настоящем произведении искусства. Прославленный ювелир Михаил Гроссер взялся выполнить заказ в 1760-м году.
Его работа восхитила даже видавших виды мастеров: Франц-Иосиф получил в качестве драгоценного презента не кольцо и даже не парюру, а настоящий каменный букет. Шедевр, выполненный из десятков дорогих камней и более полутора тысяч роскошных аметистов, является экспонатом Венского исторического музея. Красота, дошедшая до нас сквозь века.
Добычу аметистов наладили в наших землях еще в середине 18-го столетия. Урал оказался богатейшей сокровищницей минералов. Самые ценные экземпляры украсили драгоценности династии Романовых. Ну а камешки помельче ювелиры использовали, чтобы делать заказы для аристократии и прочих знатных особ.
Сама императрица Екатерина Великая обожала сверкающие «фиалки». Лично для царственной модницы создали две пары сережек из серебра и золота с великолепными крупными аметистами.
Тонкая работа мастеров входила в алмазную коллекцию императорского фонда. Однако советская комиссия уже в послереволюционные годы приняла решение, что украшения особой ценности не представляют. И в 1927-м году царские аметисты ушли с молотка на аукционе «Кристис».
В конце 19-го – начале 20-го века большой любительницей ювелирных изысков считалась Александра Датская, которая занимала трон Великобритании. Колье-трансформер из двух драгоценных металлов, серебра и золота, можно было носить в качестве тиары.
Завораживающая взгляд прекрасная гирлянда состояла из пяти аметистовых венков. Венки чередовались завитками из бриллиантов в форме груши. Однако наследники королевы не смогли полюбоваться драгоценностью и примерить ее с роскошными нарядами. После продажи на аукционе в 1946-м году колье кочевало из рук в руки. Владельцы его менялись неоднократно.
К сожалению, и аметистовую парюру английской королевы Мэри постигла та же участь. Чудесная тиара, колье, брошь и серьги были распроданы по отдельности. Королевское колье из аметистов видели на американке Анне Винтур, которая является владелицей знаменитого журнала «Вог». Кто приобрел остальные украшения парюры и сколько раз их перепродавали, мы, к сожалению, уже не узнаем.