Найти тему
За краем света 🌎

Грузия. Тушетия и перевал Абано

В прошлой части мы вдоволь насмотрелись природы и крепостей южной части страны. А сегодня у нас еще одна жемчужина Грузии — горный регион Тушетия. Еще более, чем Сванетия, отрезанный от мира и полностью зависимый от одной-единственной дороги. Очень опасной и очень красивой дороги! Уже сама по себе, 70-ти километровая горная дорога, достойна того, чтобы ради нее проделать этот очень не быстрый путь. Почти 6 часов мы добирались в Омало, и 4.5 часа обратно. Хотя, если поглядеть на карту, и не знать что представляет из себя этот путь, то можно предположить, что предстоящая дорога из Ахалцихе в Омало вполне себе проезжабельна за 5-6 часов. И ведь предупреждали меня, но нет, я, как всегда, умнее всех ))

За 1 час до наступления закатного часа шашечки наших колес съехали с асфальта и коснулись грунта одной из самых опасных дорог мира...

Нитка серпантина медленно поднималась из горно-лесной части сужаясь из полноценной двухполосной в ширину одного автомобиля с небольшими карманами-разъездами.

-2

Метр за метром набиралась вертикальная высота, стремясь к своему абсолюту - перевалу Абано высотой 2850 метров. Сказать, что было страшно? Нет, не страшно. Но не комфортно. Я вообще не очень большой любитель высоты, для меня взглянуть вниз с балкона 17-го этажа - тот еще экспириенс. Просто старался быть аккуратным, внимательным и следить за каждым метром дороги. Думаю, в этом секрет успеха и безопасности в подобных местах. Однако, это и секрет того, что я абсолютно не помню ничего из того великолепия, которое нас окружало первые несколько часов подъема. Увы, я гиперответсвеннен. Лишь этот кадр и парочка тех, что выше.

-3

Сразу за перевалом нас окутала вязкая мгла - отблески закатного солнца остались за горой, по ту сторону. Поэтому, фотографировать было нечего, впереди несколько десятков километров до заветного отдыха в кемпинге на окраине Омало. Надо еще отметить, что пикантности ощущениям добавляло то, что наш второй экипаж решил задержаться немного в Телави для экскурсий по винодельням. Ну и для закупки, разумеется, тоже. "На берегу" мы договорились, что встретимся, как раз, в месте отдыха в Омало. То есть, каждый будет добираться самостоятельно и преодолевать перевал Абано в одну калитку. Что ж, нас путь туда вымотал. Но это ничто по сравнению с нашими друзьями, которые ступили на серпантин парой часов позже. Столь смертельно уставших людей я еще не встречал. Весь путь - и до и после перевала они проехали в темноте.

Хвала богам - все живы, целы и готовы потреблять вечерние винные напитки, хачапури и шашлыки.

Стоит заметить, что хозяева кемпинга, проявили несказанное радушие, чем в который уже раз убедили в доброте и порядочности грузин. Хозяйка открыла, уже закрытую кухню, приготовив уставшим нам вкусный ужин и угостив, в качестве комплимента, огромным кувшином белого сухого вина. Когда я рассказал, что прибудут еще двое, она сразу же пошла стряпать грузинские вкусняшки и на них тоже. В общем, все были счастливы, довольны и сыто-пьяны!

Яркое горное утро ворвалось в сонное царство. Бесцеремонно, резко и довольно жарко. Кто был в горах - знает о чем я говорю и как быстро это происходит. Пора завтракать, собираться и уже узнать чем же так замечателен Омало и прилегающие к нему поселки.

-4

А пока есть несколько десятков минут, я поднимаю в воздух дрон, чтобы поснимать окрестности. Сейчас, спустя 5 лет, эти кадры, конечно же, смотрятся "не фонтан". А дело в том, что 5 лет назад всех крутых мавиков и фантомов с мощными камерами не было. Был лишь DJI Phantom Vision 2, который с яйцеподобной камерой. На него и снималось всё. Эх, был бы тогда у меня Мавик. Тогда даже отлететь на 300 метров от пульта - уже было проблемой, т.к. связь по wifi и сигнал терялся. Не говоря о серьезных расстояниях, как, например, в Приэльбрусье я улетел от пульта на 7 км и картинка с дрона на телефоне по-прежнему оставалась на пару палок.

-5

Внизу видно наш кемпинг. Расположен он по дороге от Омало в сторону села Дартло.

-6

На дальнем плане видна тонкая ниточка дороги по склону горы. Туда мы и отправимся.

-7

Дартло - один из приграничных с Россией поселков с характерными тушетинскими родовыми башнями. Я уже их показывал и в статье про Сванетию, и даже на Военно-Грузинской дороге они были.

-8

Некоторые из родовых башен насчитывают возраст век и более.

-9

Россия тут совсем близко - 7-8 километров и уже граница. Предполагаю, что вон та гора на дальнем плане имеет на себе красно-зеленые столбики.

В принципе, жизнь здесь ничуть не напоминает музейный экспонат. Ездят местные жители на своих автомобилях, что-то строят, пасут коров, бегают собаки. Всё, как и в любом другом поселке в любой стране. Однако, чем-то это место зацепило. Жаль, что на этот уголок Грузии выделен у нас был всего один день, за который засветло еще нужно спуститься с гор.

-10

Кстати, здесь немногим далее за Дартло, автомобильные дороги заканчиваются. Зато отсюда идут многочисленные туристические пешие маршруты по региону. Один из самых знаковых - это трек между Тушетией и Хевсуретией к еще одному комплексу башен Шатили и Муцо. Там мы окажемся спустя три года после этой поездки, в 2018 году.

-11

Как я уже говорил, пора поворачивать обратно, предстоит посещение башенного комплекса в Омало.

-12

Родовые башни в Омало - это, без ложной скромности, главная причина почему сюда едет большинство автотуристов. Находятся в крайне живописном месте, на возвышенности и, поэтому, видны ото всюду.

-13

В отличие от Дартло, гораздо более посещаемое место. Здесь и зачатки туристического сервиса, в виде кафе и сувенирных магазинов, и парковка. Однако, это совсем не отменяет очень крутого и продолжительного подъема до самих башен от мест, где оставлены машины.

-14

Вот так выглядит башенный холм с воздуха.

-15

Потрясающе, не правда ли?! Представьте, как век или два назад эти сооружения принимали участие в междоусобицах местных племен. Дух захватывает от возможности прикоснуться к истории!

-16

Башни прекрасны! но, увы, как и всё творение рук человеческих, приходит в упадок. Так и произошло лет 20-30 назад, когда настоящий объект культурного наследия человечества стал разрушаться. К счастью, нашлись заинтересованные фонды, вложившие деньги в историю и культуру.

-17

Кстати, эти башни - самая настоящая кинозвезда советского эфира. Вглядитесь в площадку на холме. Здесь приземлился тот самый вертолет в том самом замечательном советском фильме "Мимино". Листайте фото, там несколько кадров из фильма.

Думаю, вот этот почтенный господин вполне мог быть свидетелем тех съёмок.

-19

Осталось, перед дорогой обратно, узнать самую малость: так ли вкусны хинкали в Омало, как об этом говорят сами грузины из других регионов. Неоднократно нам люди сами говорили: " Езжайте в Омало, там самые вкусные хинкали!", даже называли конкретное заведение. Что ж, приехали в то самое кафе, заказали...нет, в Омало не самые вкусные хинкали. Гораздо вкуснее, значительно вкуснее мы нашли это национальное грузинское блюда в "Хинкальная №1" в Батуми.

-20

Всё, пора в обратную дорогу пока солнце высоко и можно насладиться дорогой через перевал Абано. Кое-где остался снег с прошлой зимы. А может уже и не с прошлой, а с пары десятков лет назад. Кто знает?

Вид с перевала. Впечатляет. Незабываемое зрелище!

-22

Нитка серпантина по склонам, ныряет в лес. Скоро и мы там окажемся.

-23

Если оглянуться назад, то там тоже что-то невероятное. Яркий, очень яркий и запоминающийся перевал, как и все 70 километров этой дороги. Однако, на горизонте начинается послеобеденная непогода. Пора ехать!

-24

Смельчакам, отправившимся сюда, яркие картинки гарантированы. На любой вкус!

Но всегда стоит помнить об опасности, не забывать ни на секунду.

-26

Дорога эта, хоть и красива, но не зря носит статус одной из самых опасных в мире. Она унесла немало жизней. Об этом напоминает почти каждый поворот.

-27

Приятный бонус после пыльных грунтовок :) Душ можно принять прямо на дороге под одним из многих водопадов.

-28

К счастью, горы нас отпустили живыми и большим количеством позитивных впечатлений! Я показал почти всё из того, что было у нас в Грузии летом 2015 года. Уезжая отсюда, уже был уверен, что вернемся. И вернулись в мае 2018 года. Но это уже другая история и о ней я расскажу как-нибудь потом.

Если Вам понравилась статья, то ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
До встречи!