В прошлой части мы вдоволь насмотрелись природы и крепостей южной части страны. А сегодня у нас еще одна жемчужина Грузии — горный регион Тушетия. Еще более, чем Сванетия, отрезанный от мира и полностью зависимый от одной-единственной дороги. Очень опасной и очень красивой дороги! Уже сама по себе, 70-ти километровая горная дорога, достойна того, чтобы ради нее проделать этот очень не быстрый путь. Почти 6 часов мы добирались в Омало, и 4.5 часа обратно. Хотя, если поглядеть на карту, и не знать что представляет из себя этот путь, то можно предположить, что предстоящая дорога из Ахалцихе в Омало вполне себе проезжабельна за 5-6 часов. И ведь предупреждали меня, но нет, я, как всегда, умнее всех ))
За 1 час до наступления закатного часа шашечки наших колес съехали с асфальта и коснулись грунта одной из самых опасных дорог мира...
Нитка серпантина медленно поднималась из горно-лесной части сужаясь из полноценной двухполосной в ширину одного автомобиля с небольшими карманами-разъездами.
Метр за метром набиралась вертикальная высота, стремясь к своему абсолюту - перевалу Абано высотой 2850 метров. Сказать, что было страшно? Нет, не страшно. Но не комфортно. Я вообще не очень большой любитель высоты, для меня взглянуть вниз с балкона 17-го этажа - тот еще экспириенс. Просто старался быть аккуратным, внимательным и следить за каждым метром дороги. Думаю, в этом секрет успеха и безопасности в подобных местах. Однако, это и секрет того, что я абсолютно не помню ничего из того великолепия, которое нас окружало первые несколько часов подъема. Увы, я гиперответсвеннен. Лишь этот кадр и парочка тех, что выше.
Сразу за перевалом нас окутала вязкая мгла - отблески закатного солнца остались за горой, по ту сторону. Поэтому, фотографировать было нечего, впереди несколько десятков километров до заветного отдыха в кемпинге на окраине Омало. Надо еще отметить, что пикантности ощущениям добавляло то, что наш второй экипаж решил задержаться немного в Телави для экскурсий по винодельням. Ну и для закупки, разумеется, тоже. "На берегу" мы договорились, что встретимся, как раз, в месте отдыха в Омало. То есть, каждый будет добираться самостоятельно и преодолевать перевал Абано в одну калитку. Что ж, нас путь туда вымотал. Но это ничто по сравнению с нашими друзьями, которые ступили на серпантин парой часов позже. Столь смертельно уставших людей я еще не встречал. Весь путь - и до и после перевала они проехали в темноте.
Хвала богам - все живы, целы и готовы потреблять вечерние винные напитки, хачапури и шашлыки.
Стоит заметить, что хозяева кемпинга, проявили несказанное радушие, чем в который уже раз убедили в доброте и порядочности грузин. Хозяйка открыла, уже закрытую кухню, приготовив уставшим нам вкусный ужин и угостив, в качестве комплимента, огромным кувшином белого сухого вина. Когда я рассказал, что прибудут еще двое, она сразу же пошла стряпать грузинские вкусняшки и на них тоже. В общем, все были счастливы, довольны и сыто-пьяны!
Яркое горное утро ворвалось в сонное царство. Бесцеремонно, резко и довольно жарко. Кто был в горах - знает о чем я говорю и как быстро это происходит. Пора завтракать, собираться и уже узнать чем же так замечателен Омало и прилегающие к нему поселки.
А пока есть несколько десятков минут, я поднимаю в воздух дрон, чтобы поснимать окрестности. Сейчас, спустя 5 лет, эти кадры, конечно же, смотрятся "не фонтан". А дело в том, что 5 лет назад всех крутых мавиков и фантомов с мощными камерами не было. Был лишь DJI Phantom Vision 2, который с яйцеподобной камерой. На него и снималось всё. Эх, был бы тогда у меня Мавик. Тогда даже отлететь на 300 метров от пульта - уже было проблемой, т.к. связь по wifi и сигнал терялся. Не говоря о серьезных расстояниях, как, например, в Приэльбрусье я улетел от пульта на 7 км и картинка с дрона на телефоне по-прежнему оставалась на пару палок.
Внизу видно наш кемпинг. Расположен он по дороге от Омало в сторону села Дартло.
На дальнем плане видна тонкая ниточка дороги по склону горы. Туда мы и отправимся.
Дартло - один из приграничных с Россией поселков с характерными тушетинскими родовыми башнями. Я уже их показывал и в статье про Сванетию, и даже на Военно-Грузинской дороге они были.
Некоторые из родовых башен насчитывают возраст век и более.
Россия тут совсем близко - 7-8 километров и уже граница. Предполагаю, что вон та гора на дальнем плане имеет на себе красно-зеленые столбики.
В принципе, жизнь здесь ничуть не напоминает музейный экспонат. Ездят местные жители на своих автомобилях, что-то строят, пасут коров, бегают собаки. Всё, как и в любом другом поселке в любой стране. Однако, чем-то это место зацепило. Жаль, что на этот уголок Грузии выделен у нас был всего один день, за который засветло еще нужно спуститься с гор.
Кстати, здесь немногим далее за Дартло, автомобильные дороги заканчиваются. Зато отсюда идут многочисленные туристические пешие маршруты по региону. Один из самых знаковых - это трек между Тушетией и Хевсуретией к еще одному комплексу башен Шатили и Муцо. Там мы окажемся спустя три года после этой поездки, в 2018 году.
Как я уже говорил, пора поворачивать обратно, предстоит посещение башенного комплекса в Омало.
Родовые башни в Омало - это, без ложной скромности, главная причина почему сюда едет большинство автотуристов. Находятся в крайне живописном месте, на возвышенности и, поэтому, видны ото всюду.
В отличие от Дартло, гораздо более посещаемое место. Здесь и зачатки туристического сервиса, в виде кафе и сувенирных магазинов, и парковка. Однако, это совсем не отменяет очень крутого и продолжительного подъема до самих башен от мест, где оставлены машины.
Вот так выглядит башенный холм с воздуха.
Потрясающе, не правда ли?! Представьте, как век или два назад эти сооружения принимали участие в междоусобицах местных племен. Дух захватывает от возможности прикоснуться к истории!
Башни прекрасны! но, увы, как и всё творение рук человеческих, приходит в упадок. Так и произошло лет 20-30 назад, когда настоящий объект культурного наследия человечества стал разрушаться. К счастью, нашлись заинтересованные фонды, вложившие деньги в историю и культуру.
Кстати, эти башни - самая настоящая кинозвезда советского эфира. Вглядитесь в площадку на холме. Здесь приземлился тот самый вертолет в том самом замечательном советском фильме "Мимино". Листайте фото, там несколько кадров из фильма.
Думаю, вот этот почтенный господин вполне мог быть свидетелем тех съёмок.
Осталось, перед дорогой обратно, узнать самую малость: так ли вкусны хинкали в Омало, как об этом говорят сами грузины из других регионов. Неоднократно нам люди сами говорили: " Езжайте в Омало, там самые вкусные хинкали!", даже называли конкретное заведение. Что ж, приехали в то самое кафе, заказали...нет, в Омало не самые вкусные хинкали. Гораздо вкуснее, значительно вкуснее мы нашли это национальное грузинское блюда в "Хинкальная №1" в Батуми.
Всё, пора в обратную дорогу пока солнце высоко и можно насладиться дорогой через перевал Абано. Кое-где остался снег с прошлой зимы. А может уже и не с прошлой, а с пары десятков лет назад. Кто знает?
Вид с перевала. Впечатляет. Незабываемое зрелище!
Нитка серпантина по склонам, ныряет в лес. Скоро и мы там окажемся.
Если оглянуться назад, то там тоже что-то невероятное. Яркий, очень яркий и запоминающийся перевал, как и все 70 километров этой дороги. Однако, на горизонте начинается послеобеденная непогода. Пора ехать!
Смельчакам, отправившимся сюда, яркие картинки гарантированы. На любой вкус!
Но всегда стоит помнить об опасности, не забывать ни на секунду.
Дорога эта, хоть и красива, но не зря носит статус одной из самых опасных в мире. Она унесла немало жизней. Об этом напоминает почти каждый поворот.
Приятный бонус после пыльных грунтовок :) Душ можно принять прямо на дороге под одним из многих водопадов.
К счастью, горы нас отпустили живыми и большим количеством позитивных впечатлений! Я показал почти всё из того, что было у нас в Грузии летом 2015 года. Уезжая отсюда, уже был уверен, что вернемся. И вернулись в мае 2018 года. Но это уже другая история и о ней я расскажу как-нибудь потом.
Если Вам понравилась статья, то ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
До встречи!