С одной стороны, подкаст — это авторское медиа, делайте в нем что хотите! С другой стороны ваш слушатель — это акционер: он подписался, потому что ожидает от вас чего-то. Если сегодня вы болтаете с друзьями о новом выпуске Дудя, потом рассказываете о пересадке растений, а затем спрашиваете у прохожих на улице какую зарплату они получают, то слушатели не будут понимать, что от вас ждать.
Формат помогает концентрировать вашу аудиторию и это поможет вам в самоопределении и продвижении, Поэтому вот список форматов, их плюсов и минусов, которые я для себя вывел. Расположены они от простого к сложному:
РАЗГОВОРНЫЕ 🦴
1. Мамблкор — (термин из кино), но благодаря Грише Пророкову есть и в подкастах. Разговор друзей на какую-то тему, со смехом, чайком и незначительной редактурой. Тема заялвяется лишь для заголовка, внутри может быть что угодно.
Плюсы 🙂: легкий в производстве, затягивает, создает комьюнити и слушатель воспринимает вас как своих друзей
Минусы 😪: сильно зависит от способности участников вызывать эмпатию, от их чувства юмора, от манеры говорить. Здесь вы ставите на харизму, а не на суть контента.
Пример: Blitz and Chips (пионеры), Слово пацана, и много много других подкастов
2. Интервью — вы постоянно приглашаете кого-то и спрашиваете его о чем-то в формате или нет. Это может быть и беседа, если вы готовы поддержать тему на уровне.
Плюсы 🙂: понятный людям жанр, гости, пока не привыкли к подкастам и охотно соглашаются, интересный гость — приносит свою аудиторию
Минусы 😪: начинающим сложно добиться известных гостей, динамика беседы очень зависит от гостя, нужно уметь его подталкивать, перебивать и не бояться.
Пример: Критмышь, С понедельника, Ток ❤️, Кристина, Добрый день.
3. Сценарный разговор — смешанный формат, более сложный в производстве. Ведущие, разговаривают, как бы свободно, но следуют структуре, ведут ее куда-то. Это такой более контролируемый формат, когда вы хотите понимать на стадии листа выходит ли крутой продукт или нет. Требует редактуры, навыка и больше времени на запись. Обычно, эти подкасты делают журналисты, приученные что любой материал должен иметь начало, середину и конец.
Плюсы: звучат умнее, выстраивается история, чаще всего слушатель узнает что-то действительно новое
Минусы😪: сложный процесс записи и редактуры, тема и динамика требуют четкости, желательно нужна команда 2+ человека.
Пример: Так вышло, «Либо выйдет, Либо нет», Сперва Роди
НАРРАТИВНЫЕ ПОДКАСТЫ 🦴🦴
Если с категориями разговорных подкастов, все более менее понятно, то с нарративными не так. То что приведено ниже это скорее наметки, о том, какие они бывают и что они содержат. О том, что такое нарратив можно почитать здесь.
Вот элементы нарративные подкастов:
1) Сторителлинг — вы рассказываете историю, свою или вашего героя. Подкаст старается не обсуждать тему напрямую, он раскрывает ее через историю. Зачастую здесь один нарратор, который ведет тему закадровым голосом, но это не обязательно. Например, подкаст Темная материя эпизод про грязные деньги.
2) Документальные — факты, воспоминания, исторические данные, документалка, но без видео. Отличается от сторителлинга, некоторой смешанностью жанра. Здесь могут быть интервью, много аудиоэффектов, и какой-то социальный аспект. Чаще всего проблема здесь более явня выделена и отчерчена. Пример: Командировка в Донецк от BBC
3) Репортаж, реалити и аудиодневники — разная по характеру штука, с одни объединяющим компонентом — вы в режиме лайф рассказываете, что происходит вокруг. Пример: Взаперти, очень круто сделанный подкаст Заварили бизнес.
4) Аудионовеллы и аудиоспектакли — я бы относил это к аудиокнигам, но они рвутся в подкасты. Пример, у Яндекса был
Примеры нарративных (буквально парочку):
Англоязычные: This is American life, BBC Documentary,
Из русских: Не перебивай, Истории Руского Секса, Темная Материя, Трасса 161, Заварили бизнес
Для всех нарративных:
Плюсы🙂: люди любят истории, а не лекции, проблема в истории откладывается в голове и рождает размышления, совершенно бешенная дослушиваемость, и включенность слушателя
Минусы😪: куда сложнее чем все разговорные подкасты, редактура, команда, время, и поиск историй. Такие подкасты могут требовать до пары месяцев работы над одним, поэтому подобные подкасты в основном делают серьезные медиа-команды.
Из этого списка, примерно ясно, что больше всего именно разговорных подкастов, меньше всего нарративных. Разумеется все форматы могут быть перемешаны и смешанные форматы зачастую очень успешны.
ИТОГО:
- формат помогает слушателям, которым ваш подкаст понравился, ожидать от вас похожее в будущем
- формат помогает вам самоидентифицироваться
- формат помогает настроению, саунддизайну и даже динамике
- легкие форматы выпускаются чаще, сложные — реже и требуют больше усилий. Историю любят все, но с ними нужно научиться работать