Найти тему
Artfragment

Новая жизнь музеев: какой она будет

Оглавление

Ослабление карантина и режима самоизоляции стало сигналом для музеев — постепенно они начинают открываться. Так, 18 мая принимать посетителей должны начать Уффици и музеи Ватикана. В Германии, Швейцарии и Франции уже открылись некоторые галереи. А в Великобритании небольшие культурные институции начнут работать с 1 июня. Но будет ли жизнь музеев прежней?

— «Ты не можешь расслабиться, когда рассматриваешь работы, тебе трудно дышать. Это не то же самое, что раньше», — приводит The New York Times слова одной из первых посетительниц Берлинской галереи, которая открылась 11 мая.

В новых реалиях на входе у посетителей будут проверять не только билеты. Культурные институции запасаются тепловизорами для измерения температуры. В музеях наносят дополнительную разметку. И речь не о той, которая определяла расстояние до произведений искусства. По новым правилам посетителям необходимо будет соблюдать социальную дистанцию, варьирующуюся от 1,5 до 5 метров.

— Прийти в большинство музеев без маски в ближайшие месяцы вряд ли получится.

Кроме этого, некоторые культурные институции перейдут на преимущественную продажу билетов онлайн, чтобы точнее контролировать число посетителей и формировать временные слоты посещений. Директор Уффици Айке Шмидт в интервью изданию Apollo отметил, что они вдвое сократят число гостей, которые одновременно смогут находиться в галерее: с 900 до 450. «Я не думаю, что люди в ближайшее время захотят сбиваться в группы, так что это будет более личный опыт восприятия искусства. Зрители будут больше взаимодействовать с работами, а не с окружающими», — отметил Шмидт.

-2

— На время уйти в прошлое могут и аудиогиды.

Зрителям предложат загружать экскурсии по экспозиции в свои смартфоны и пользоваться собственными наушниками. Арт-пространства продумывают специальные маршруты, чтобы зрители двигались по выставке в одном направлении, не создавая встречных потоков. «Все эти меры не очень приятны, но они необходимы. Надеюсь, удовольствия от возвращения в музей у зрителей будет больше, чем неудобств», — отметил директор Берлинской галереи Томас Кёлер.

Микеланджело, «Сотворение Адама», 1511.
Микеланджело, «Сотворение Адама», 1511.

— Интерактивные выставки также испытают трудности в ближайшие месяцы.

Слоган расположенного в Берлине частного Музея ГДР — «История, которую можно потрогать». С объектами в музее действительно можно было взаимодействовать: трогать предметы из экспозиции «Быт и будни ушедшего государства». В первый день открытия культурной институции — 11 мая — ее посетило всего два человека.

Первые посетители Музея ГДР 11 мая, Mustafah Abdulaziz for The New York Times.
Первые посетители Музея ГДР 11 мая, Mustafah Abdulaziz for The New York Times.

— Когда откроются российские музеи, посетители не увидят в залах смотрителей старые 65 лет.

Такую меру уже озвучила директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак. Она же добавила, что «заработать денег музей не сможет, его содержание будет стоить больше. Но музеи для того и существуют, чтобы люди могли в них прийти». Даты своего ориентировочного открытия назвала Новая Третьяковка. Это может произойти 10 июля. Первой масштабной выставкой станет проект «Ненавсегда» — вторая часть трилогии, начало которой положила экспозиция «Оттепель». На нее уже начали продавать электронные билеты с открытой датой посещения. Чтобы обеспечить максимальную безопасность посетителей и сотрудников, «нам придется вкладывать средства, которые, может быть, вполне соизмеримы будут с доходом музея от продажи входных билетов» — отметила директор музея Зельфира Трегулова.

Татьяна Яблонская, «Вечер. Старая Флоренция», 1973, работа с выставки «Ненавсегда».
Татьяна Яблонская, «Вечер. Старая Флоренция», 1973, работа с выставки «Ненавсегда».

— Из-за карантина культурные институции несут серьезные убытки.

Марина Лошак называла сумму в 2 млн рублей — столько закрытый Пушкинский музей теряет в день. А директор Уффици Айке Шмидт в интервью Apollo отметил, что галерея уже лишилась €10 млн дохода. Это скажется на проектах будущего года, от некоторых из которых теперь придется отказаться.

Британский музей, photo by John Walton.
Британский музей, photo by John Walton.

В начале мая стало известно, что нью-йоркский Музей современного искусства вынужден сократить свой годовой бюджет на $45 млн. В 2021 году культурная институция собиралась потратить $180 млн, но теперь эта сумма урезана до $135 млн. Выставочный бюджет музея сокращен на $8 млн, а расходы на публикации — в два раза. Также планируется сократить общее количество сотрудников на 17% — до примерно 800 человек. «Мы учимся быть гораздо меньшей институцией», — отметил директор МоМА Гленн Лоури. Дату открытия музея он обозначил «где-то между июлем и сентябрем».

Еще одна пока закрытая нью-йоркская культурная институция — Музей Метрополитен, photo by Cindy Ord.
Еще одна пока закрытая нью-йоркская культурная институция — Музей Метрополитен, photo by Cindy Ord.

— В ближайшие месяцы культурные институции будут работать преимущественно для местных жителей.

Даты открытия границ пока не определены, когда произойдет возвращение к привычному туризму тоже неясно. Директор Уффици Айке Шмидт отметил, что на время галерея станет местом для флорентийцев.

«Мы получаем много комментариев на наши видео в Facebook, которые выкладываем каждое утро. Их оставляют флорентийцы и жители региона Тоскана. Много тех, у кого есть годовой билет в галерею. Но есть и те, кто пишет, что в последний раз был в Уффици в школьные годы, и как только музей откроется, они придут вновь».
Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», 1485-1486.
Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», 1485-1486.

— Трудности, скорее всего, возникнут и с крупными выставками-блокбастерами, к которым за последние годы привыкли посетители.

В ближайшем будущем их не будет, считает директор Уффици Айке Шмидт. Во-первых, нет ясности, как транспортировать картины. Во-вторых, такие выставки требует огромных затрат, на которые музеи в ближайшее время не пойдут. «Мы должны также переосмыслить ритм выставок. Музеи обычно отводят на них от двух до четырех месяцев, но для того, чтобы провести действительно масштабное шоу в будущем, возможно, стоит говорить о шести-восьми месяцах», — отметил Шмидт.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.