Найти тему
ПОРТАЛ СУБКУЛЬТУРА

Список фильмов для весеннего настроения

Сложно сейчас говорить о весеннем настроении − большую часть весны люди по всему миру провели в самоизоляции, подавленные новостной повесткой и страхом перед будущим, сокрушённые депрессией и отчаянно шутящие о том, что к лету можно не худеть. За шумом всеобщей паники весна проходила очень тихо, где-то её и не было почти. И то ощущение возрождения к жизни, которое это время года обычно приносит, в современных обстоятельствах неуместно. Но недостачу весны в жизни можно компенсировать ею в искусстве − не напрямую, мы обойдёмся без набухающих почек, первых подснежников и прилетающих грачей, но цвет и дух весны постараемся передать в сегодняшней подборке.

Кадр из фильма "Весна на Заречной улице"
Кадр из фильма "Весна на Заречной улице"

1. «Весна на Заречной улице», реж. Марлен Хуциев, 1956.

Есть чёткое представление о зимнем кино, есть волны летних блокбастеров, накрывающие кинотеатры каждый год, есть, наконец, особая категория осенних фильмов (вспомнить хотя бы «Осенний марафон» Данелия или «Волосы» Формана), но с весенними фильмами труднее − весна с её энергией нового начала, трепещущей жизненной страсти очень похожа на киноискусство, да и на вообще на искусство с его катарсической устремлённостью. Но был особенный период в истории нашей страны, который отчётливо ассоциируется с весной − «оттепель». Фильмы второй половины 1950-х − первой половины 1960-х годов несут в себе дух «оттепельной» свободы, и один из главных, что показательно, называется «Весна на Заречной улице».

Он был выпущен как раз на заре этого социокультурного периода, удивительным образов уловив дух перемен − ХХ съезд партии, ставший символической отправной точкой для нового жизненного курса, прошёл, когда фильм находился в процессе съёмок.

«Весна на Заречной улице» имела оглушительный успех. Режиссёр-дебютант Марлен Хуциев стал впоследствии одной из главных фигур кинематографа 1950-х − 1960-х, сняв «Мне двадцать лет» (лауреат фестиваля в Каннах) и «Июльский дождь», а актёр Николай Рыбников утвердился в роли романтического героя эпохи.

История о Саше, ученике вечерней школы для рабочей молодёжи, влюбившемся в новую учительницу литературы Татьяну Сергеевну, вобрала в себя все основные приметы времени − и горький дух прошедшей войны, и необъяснимую поэтику строгого индустриального пейзажа, и утверждение силы и глубины человеческого духа как главной ценности. Когда Саша, ведомый чувством, залезает к Татьяне Сергеевне в окно, вместе с ним в комнату врывается весенний ветер, подняв вихрь из белых листов на столе − и по красоте с этим символом мало что может сравниться.

Кадр из фильма "Летят журавли"
Кадр из фильма "Летят журавли"

2. «Летят журавли», реж. Михаил Калатозов, 1957.

Продолжим тему «оттепельного» кино ещё одной важной лентой − одной из величайших в истории отечественного кинематографа. «Летят журавли» традиционно попадает в подборки фильмов о Великой отечественной войне, но он, вместе с «Ивановым детством» Тарковского, прорывается и через пафос победы и чрез тяжкую горечь потерь стрелой пронзительного лиризма. Михаил Ромм точно написал: «Вся картина, несмотря на трагичность событий, несмотря на то, что режиссер не побоялся остро и сильно рассказать эту драматическую историю, вселяет чувство оптимизма, какой-то просветленности».

Можно долго говорить о величине таланта каждого, причастного к созданию этого фильма, о Михаиле Калатозове, об актёрах Александре Баталове и Татьяне Самойловой, но в особом упоминаний нуждается оператор Сергей Урусевский, чья кропотливая работа со светом, блестящий выбор ракурсов и техническое мастерство являются важнейшими составляющими эстетической силы картины.

Не вдаваясь в детали сюжета, можно сказать, что картина о радости в предвкушении новой жизни, о преодолении отчаяния, одиночества и боли.

Кадр из фильма "Каток и скрипка"
Кадр из фильма "Каток и скрипка"

3. «Каток и скрипка», реж. Андрей Тарковский, 1960.

Закончим с «оттепелью» фильмом не таким выдающимся, но совершенно очаровательным − дипломным проектом Андрея Тарковского, написанным в соавторстве с Андреем Кончаловским.

Сорокаминутный фильм о дружбе мальчика-скрипача и водителя асфальтового катка наполнен трогательным лиризмом («лиричный» − вообще очень «оттепельное» слово), голубым цветом и блеском растекающейся по мостовым воды. Вся картина пронизана воздухом, он разносит под сводчатым потолком звуки скрипки, на его волнах улетает бумажный самолётик, в отчаянии запущенный мальчиком, когда мама не отпустила его в кино с новым другом.

Хрупкость фигурки мальчика и его скрипки-«половинки» контрастирует с мощью катка и его сурового, но открытого водителя, эти две силы гармонично соединяются, чтобы потом разойтись, и неизвестно, удастся ли им встретиться снова − звенящее сомнение проходит лейтмотивом через всю картину, его дополняет изящество операторских приёмов. Кадр, в котором пакет с рассыпавшимися яблоками изображён словно во множестве осколков треснувшего зеркала, странным образом соединяет в себе всё то замечательное, что отличает картину − отражение хрупкости и одновременной полноты жизни.

Кадр из фильма "Забавная мордашка"
Кадр из фильма "Забавная мордашка"

4. «Забавная мордашка», реж. Стэнли Донен, 1957.

Продолжим фильмом из той же эпохи, но из совсем другого окружения − «Забавной мордашкой», в котором молодая и прекрасная Одри Хепбёрн играет библиотекаршу, внезапно ставшую моделью мирового уровня и влюбившуюся в модного фотографа.

Фильм представляет собой классический мюзикл золотой эры Голливуда − он ярок, полон энергии, все девушки в нём красивы и улыбчивы, они словно летают над землёй. Песни незамысловаты, но исполнены с жаром, а хореография захватывающа − в главной роли фотографа задействован Фред Астер, абсолютная звезда мюзиклов 1930-х.

За весеннюю атмосферу тут отвечает солнечный (и такое бывает) Париж и наряды от Живанши, в которых снимают героиню − она всё время окружена цветами, цветы на ткани платья, букеты в руках, клумбы вокруг.

Есть изумительная сцена, где главная героиня Джоанна, одетая в подвенечное платье, медленно танцует со своим возлюбленным на цветущем лугу за старинной церковью. Эта сцена совершенно сказочна, оторвана от реальности, но вместе с тем полна чувства и жизни.

Постер фильма "The Beatles: Жёлтая подводная лодка"
Постер фильма "The Beatles: Жёлтая подводная лодка"

5. «The Beatles: Жёлтая подводная лодка», реж. Джордж Даннинг, 1968.

Удивительный анимационный фильм «Жёлтая подводная лодка» практически не имеет сюжета, диалоги там является, в основном, связками между песнями. Ливерпульская четвёрка должна освободить страну Пепперлэнд от злостных захватчиков с помощью этих песен (и любви, разумеется).

Культурными настроениями тогда владели хиппи с их пацифизмом, близостью к природе и галлюциногенными экспериментами. Психоделический период творчества Битлов, увлёкшихся восточной философией, точно соответствовал духу времени, но «Жёлтая подводная лодка» довела психоделичность до предела. Этот безумный визуальный эксперимент, в мире которого можно положить в карман дыру и разрушить перспективу одним шагом, приобрёл культовый статус. Кстати сказать, 25 апреля этого года на официальном YouTube-канале The Beatles провели онлайн-показ «Жёлтой подводной лодки» с караоке-субтитрами для песен − из всей фильмографии группы именно эту ленту решили использовать для карантинной вечеринки, и решение это было вполне соответствующим моменту.

Фильм, в котором бесконечное количество невиданных цветов распускается под звуки All You Need Is Love − что может быть более весенним?