Найти в Дзене
Violetta

Головоломка неуравновешенного разума. (часть 1)

Естественный отбор экстремальных умственных способностей, возможно, сделал человеческий разум быстрым и сильным, но в то же время уязвимым к серьезным потрясениям. Такой "геновидный взгляд" проливает свет на шизофрению, аутизм и другие психические расстройства. Гений, чья жизнь и борьба с шизофренией были изображены в фильме "Прекрасный ум", Джон Нэш внес огромный вклад в математику. Он ввел новшества, несмотря на наличие шизофрении - или, возможно, благодаря этому. Десятки великих творческих людей, в том числе Эрнест Хемингуэй и Винсент Ван Гог, как полагают, имели биполярное расстройство. Саванты с аутизмом (такие, как настоящий "Человек дождя" Ким Пик) также хорошо документированы. Такие примеры заинтересовывают, чтобы рассмотреть эти расстройства как полезную адаптацию, но это серьезная ошибка. Вместо этого эволюционная медицина задается вопросом, почему естественный отбор оставил нас всех уязвимыми к таким болезням. Чтобы найти возможные ответы, нужно изучить, чем они отличаются

Естественный отбор экстремальных умственных способностей, возможно, сделал человеческий разум быстрым и сильным, но в то же время уязвимым к серьезным потрясениям. Такой "геновидный взгляд" проливает свет на шизофрению, аутизм и другие психические расстройства.

Гений, чья жизнь и борьба с шизофренией были изображены в фильме "Прекрасный ум", Джон Нэш внес огромный вклад в математику. Он ввел новшества, несмотря на наличие шизофрении - или, возможно, благодаря этому. Десятки великих творческих людей, в том числе Эрнест Хемингуэй и Винсент Ван Гог, как полагают, имели биполярное расстройство. Саванты с аутизмом (такие, как настоящий "Человек дождя" Ким Пик) также хорошо документированы. Такие примеры заинтересовывают, чтобы рассмотреть эти расстройства как полезную адаптацию, но это серьезная ошибка. Вместо этого эволюционная медицина задается вопросом, почему естественный отбор оставил нас всех уязвимыми к таким болезням. Чтобы найти возможные ответы, нужно изучить, чем они отличаются друг от друга и что общего у них есть.

https://pixabay.com
https://pixabay.com

Шизофрения - это когнитивный коллапс, в котором каждое событие пронизано избыточным личным смыслом, а неспособность отделить внутреннюю жизнь от внешней порождает галлюцинации и заблуждения. Аутизм проявляется в раннем детстве из-за отсутствия социальной привязанности и одинокого увлечения повторяющимися движениями и несоциальным мышлением. Биполярное расстройство является продуктом нарушения системы регулирования настроения, которое вызывает чередующиеся периоды депрессии и мании.

Несмотря на различия, перекрывающиеся черты этих расстройств делают эволюционный взгляд на них особенно полезным. Каждое из них поражает примерно 1 процент населения земного шара. Каждое из них имеет более мягкие формы, которые поражают от 2 до 5 процентов людей. Уязвимость в подавляющем большинстве случаев зависит от того, какие гены есть у человека, но у детей тех, кто страдает шизофренией или аутизмом шансов не получить эти расстройства гораздо меньше, чем у других людей, а каждый пятый человек с биполярным расстройством вообще совершает самоубийство. Эти заболевания не только трудно переносить, но и дорогостояще, в эволюционном смысле, для здоровья человека - способности производить потомство, которое, в свою очередь, также размножается.

Эволюционный вопрос очевиден: почему естественный отбор не устранил генетические вариации, вызывающие эти расстройства?

Механический подход к психическим заболеваниям предполагает, что специфические расстройства могут быть определены идентифицируемой патологией мозга с определенными генетическими причинами. Эволюционная перспектива, напротив, поощряет взгляд инженера, который задается вопросом, почему мозг не был лучше спроектирован. Эволюционная медицина рассматривает несколько возможных причин, в том числе современные условия, отличающиеся от тех, в которых изначально развивался человек, ограничения того, что может сделать естественный отбор, и компромиссы, делающие системы по своей природе уязвимыми к неудаче.

Многие люди в Соединенных Штатах слушали старое общественное радио-шоу, в котором колхозы обсуждали автомобильные проблемы с глубокими бостонскими акцентами и ролликовским юмором. Звонившие описывали загадочные видения. У Салли в Далласе есть автомобиль, который не заводится после того, как однажды проехал весь день в очень жаркую погоду. Сначала хозяева диагностируют проблему его машины: паровой замок. Затем они объясняют причину: топливный насос может двигаться только с жидкостью, поэтому, когда бензин в горячей топливной магистрали испаряется, машина не заводится, пока не остынет. Но затем они переходят от объяснения проблемы одного автомобиля механиком к объяснению инженером, почему паровой замок является неотъемлемой проблемой для всех автомобилей с карбюраторами.

Когда я был подростком, росшим недалеко от Детройта, я слушал, как соседи-автоинженеры говорили о том, что пытаются предотвратить проблему работы паровго замка. Я сказал: "Ну, если просто слишком много тепла, это должно быть легко решить". Его ответ: "Да ну? Над двигателем жарко. Куда еще поставить топливный насос и карбюратор?" У него было мало терпения для объяснения ребенку, который не понимал, что паровой замок - это внутренняя уязвимость, которую нелегко решить.

Может ли шизофрения, аутизм и биполярное расстройство быть результатом подобных внутренних уязвимостей в человеческом сознании?