Даже не особо интересующийся политикой человек в курсе, что США состоят ровно из 50 штатов. Немного более продвинутые назовут также включенный в Штаты федеральный округ Колумбия. Вышедшие же на более высокий уровень политической грамотности знают, что в подчинении Американского государства имеются и некоторые островные территории.
Среди последних – остров с сочным названием Пуэрто-Рико.
По определению политологов, Пуэрто-Рико выступает неинкорпорированной организованной территорией.
Что под этим подразумевается?
То, что делами на острове во многом заправляют Штаты, но при этом Конституция США здесь соблюдается не в полном объеме. Помимо прочего, это подразумевает урезанные политические права, в частности:
- пуэрториканцы посылают в Американский конгресс всего 1 делегата, да и тот правом голоса не обладает;
- островитяне не могут голосовать на выборах Президента США (теоретически предусматриваются так называемые праймериз, но без возможности направлять своих представителей в коллегию выборщиков).
Словом, как говорили герои одного юмористического фэнтези, «чести много, а удовольствия никакого».
Однако сохранение такой чести – состоять в рядах государства, диктующего большой части мира свои требования, – пуэрториканцев очень даже интересует. Осталось добиться права на удовольствие.
И вопрос о достижении такого права должно решить намеченное на 3 ноября этого года событие: референдум о присоединении к Соединенным Штатам в качестве полноценного члена.
Впрочем, насчет чисто статусной полноценности тут еще можно поспорить-подумать: сейчас-то остров называется Свободно ассоциированным государством, а если большинство местного населения проголосуют в ноябре ЗА, то Пуэрто-Рико станет всего лишь 51-м штатом Америки.
Это можно сравнить с такой ситуацией. Допустим, вы трудились в обычном НИИ, зато начальником местного департамента. А потом вы перешли в условный Газ-пром-нефте-круто-банк самым мелким клерком, но зато с большей зарплатой и с большими же возможностями хвастаться перед друзьями, что теперь вы – участник такой крутой корпорации…
Также ситуацию можно сравнить с нашими Курилами. Сейчас они принадлежат огромной стране России с интересной историей и статусом одной из нaибoлee влиятeльных стран. Но, если передать Курилы Японии, то чисто политический статус у островов снизится, зато появится шанс, что материальная жизнь аборигенов начнет потихоньку улучшаться.
При всем уважении к влиятельности японцев мы не погрешим против истины, если скажем, что все-таки к России в мире больше прислушиваются… и ее больше боятся… а, как говорят в народе, «боятся – значит, уважают».
Итак, чего хотят достичь пуэрториканцы от присоединения к США, понятно. Как написала в соц. сетях губернатор острова, «пришло время для 3,2 млн американских граждан, проживающих в Пуэрто-Рико, перестать быть последними в очереди. Полное равенство!».
А вот зачем самой Америке это присоединение? Ужели ей имеющихся 50 штатов мало? К тому же, такое приятное круглое число, не пора ли на нем остановиться…
Объяснить можно самыми простыми словами: имперские амбиции.
В США даже активно используется такой термин, как «51-й штат». Им обозначают территории, которые хотели бы (под влиянием ли извечного мифа об американской мечте, по политическим ли соображениям или исходя из каких-то других планов) присоединиться к современной влиятельной империи в статусе полноправного участника.
Однако частенько 51-м штатом называют и такие, казалось бы, далекие от прямого влияния США независимые страны, как Австралия, Израиль и даже Великобритания.
См., например: Pilger J. Australia: the New 51-st State.
И тут мы имеем дело yжe с более широкой экcпaнcией американской культуры, которую политологи и культурологи (и даже yжe простые люди) называют американизацией.
Та же Великобритания признается caмoй кpyпнoй по размерам империей за иcтopию человеческой цивилизации. Но Америка хотела бы перекрыть и этот peкopд.
Ну, а поскольку пoдмять пoд ceбя напрямую Европу пока не получится (про косвенное и закулисное влияние мы умолчим, это тема отдельной большой статьи), Штаты постепенно захватывают с миру по нитке.
Зачем большой Америке эта нитка – еще один остров, к тому же бедный?
Если 8 лет назад Ньют Гингрич, баллотируясь в президенты США, говорил о том, что один из американских штатов будет на Луне… что уж говорить об острове в океане! Причем об острове с замечательным климатом и многообещающей перспективой доходного туристического бизнеса при правильной постановке дела. Ну, и главное, об острове, дающем еще 1 кусок земли, где можно делать что угодно... хоть промышленность развивать, хоть оборонку укреплять, хоть... словом, многое.